Афиша событий современного искусства в России и СНГ

Портрет третьеклассника Настоящее и будущее Лондона в проекте Стива Маккуина «Year 3»

С 12 ноября в Tate Britain можно будет увидеть грандиозный проект Стива Маккуина, лауреата премии Тернер и оскароносного режиссера «Year 3» инсталляцию, состоящую из 3 тыс. фотографий, на которых запечатлены 76 тысяч лондонских школьников. На протяжении года Маккуин вместе с командой фотографов снимал традиционные школьные портреты третьеклассников, чтобы, объединив их воедино, создать эпическую картину, изображающую настоящее и будущее его родного Лондона. Посредством портрета подрастающего поколения зрителям предлагается задуматься и о своем месте в быстроменяющейся мультикультурной среде британской столицы.

Портрет третьеклассника Настоящее и будущее Лондона в проекте Стива Маккуина «Year 3»

В 2014 году Стив Маккуин, британский кинорежиссер и сценарист, призер мировых кинофестивалей, в том числе Каннского и Венецианского, был назван журналом «Time» одним из 100 самых влиятельных людей в мире. Он известен как постановщик семи короткометражных и трех полнометражных картин — «Голод» (2008), «Стыд» (2011) и «12 лет рабства» (2013). Обладатель награды Британской киноакадемии BAFTA, а также Оскара, лауреат премии Тернер начинал свой путь в искусстве как художник, так что его сотрудничество с Tate можно назвать в какой-то степени возвращением к истокам для 50-летнего режиссера. Свой масштабный проект Маккуин задумал еще пять лет назад. Комментируя проект изданию «The Guardian», он в частности сказал: «В какой-то момент своей жизни вы оглядываетесь назад и спрашиваете себя: «Где такой-то?» и «что с ними случилось?» … Я просто хотел поразмышлять о том, как я оказался там, где оказался». Для участия в проекте были приглашены все 2410 начальных школ в Лондоне, более 62% из них зарегистрировались для участия в программе. На протяжении года обученная Маккуином команда из 30 фотографов ездила по школам Лондона и снимала классные портреты. Отвечая на вопрос BBC о том, почему он решил выразить свое видение через традиционную школьную фотографию, Маккуин сказал следующее: «Школьная фотография очень формальна. Дети стоят или сидят, скрестив ноги, а рядом учитель. Я любил этот формат, он отражает этот класс, школу, а также общество. Таким образом, сообщение, которое может быть настолько локальным, соединяясь с другими подобными фотографиями, становится глобальным». По словам директора Tate Марии Балшоу, проект Маккуина запечатлевает «моменты волнения, тревоги и надежды». «Собранные вместе фотографии отражают разнообразие города, в котором вырос художник, а также потенциал следующего поколения, сформирующее будущее Лондона», — говорит Мария Балшоу.

Маккуин выбрал именно третьеклассников не случайно, он считает этот возраст (в Британии это 7-8 лет) знаковым, когда в сознании ребенка все начинает меняться. Приходит осознание своего пола, своей расы, своего класса и мира в целом. Об этом же говорит Мария Балшоу в интервью BBC. «Это знаменательный год в развитии ребенка и его самосознании, когда он начинает лучше осознавать мир за пределами своей семьи», — подчеркнула она. У самого Маккуина остались самые приятные воспоминания о тех временах, когда он сам был третьеклассником. «Каждое утро я буквально не мог дождаться, чтобы пойти в школу, — вспоминает режиссер. — Я любил искусство, любил проводить время с друзьями, любил экспериментировать и рисовать. Это было чудесное, чудесное, чудесное время». В беседе с корреспондентом «The Guardian» он добавляет: «Это было невероятно. Друзья, которые у меня были, тот потенциал и возможности. Игры, рисование, родство друзей, эксперименты, совместное промокание под дождем. У меня была возможность помечтать. Но потом ты думаешь о том, что могло случиться, и куда делись люди, которых я знал».

На снимках запечатлены ученики государственных начальных школ, частных учебных заведений, школ с религиозным уклоном, а также ребята, получающие домашнее образование. Это впечатляющий коллаж, который в полной мере передает ощущение фантастического разнообразия, присущего Лондону: кто-то одет в униформу, кто-то в обычную одежду, скромняги и ребята с дерзкими ухмылками, кто-то в потертой обуви, кто-то одет с иголочки, с аккуратными косами и безумными афро. Снимки делались там, где сами учителя и представители администрации предлагала их делать: в спортзалах и классах, в классах художественной самодеятельности, под баскетбольными сетками, на фоне изображений Девы Марии или школьных досок. Ретушь почти не проводилась – трещины на стенах остались на своих местах. Получившиеся фотографии Маккуин объединил в единую крупномасштабную инсталляцию, запечатлевшую десятки тысяч учеников, создав, таким образом, один гигантский коллективный портрет. По словам режиссера, проживающего последние два десятилетия в Амстердаме, посредством этих снимков он показывает как настоящее своего родного Лондона, так и его будущее. «Это визуальное отражение людей, которые собираются заставить этот город работать, — поясняет он. — Я думаю, что это очень важно и в некотором роде даже срочно».

В чем же важность этого проекта для жителей Лондона? Мультикультурность британской столицы порой сбивает горожан с толку и даже дезориентирует их. Обозреватель «The Guardian» Гэри Янг в своей статье отмечает, что, когда эти снимки собраны вместе, приходит осознание их невероятной силы: «Вас поражает сам размер столицы, ее разнообразие во всех отношениях – вся сила ее огромной жизненной природы». В то же время, у кого-то увиденное может вызвать волнение, тревогу и даже панику, поскольку понимание этого разнообразия заставляет людей задаваться вопросом о том, что же происходит вокруг, размышлять о своем месте и о своей роли в этой стремительно меняющейся среде. «Вы смотрите на всех этих людей, и это также отражается на вас, заставляя вас думать о том, кто я во всем этом, — цитирует Стива Маккуина издание «The Guardian». — Это захватывающе и динамично. Я надеюсь, что люди и власть имущие осознают этот потенциал и извлекут из него пользу. Я нахожу это очень вдохновляющим. Будущее в этих картинах. Там будет преступник, банкир и человек, который может не дожить до 21 года. Они все там есть».

C учетом жестких британских законов «О защите данных и защите детей», команде, работавшей над проектом, пришлось изрядно попотеть. Отмечается, что реализовать его было гораздо сложней, чем, если бы, например, это делалось бы 10 лет назад. Нужно было получить согласие родителей или опекунов каждого ребенка (а их, напомним, 76 тысяч). Даже с фотографией 1976 года, где изображен класс самого Маккуина, были проблемы. Как пишет «The Guardian», ссылаясь на Джеймса Лингвуда, содиректора Artangel, компании, поддержавшей проект, нужно было получить разрешение на использование снимка от каждого изображенного на фото. Этим занималась отдельная команда Tate, которая при этом еще и не могла распространяться о сути будущей выставки, так как все держалось в секрете. «Они пытались найти этих людей, не делясь с ними тем, о чем идет речь в проекте, — цитирует Лингвуда издание. — Я рад сообщить, что мы получили две трети из них, и они согласились на то, чтобы в этом году фотографии были показаны миру сегодня». Все классы, которые приняли участие в фотосессии, были специально приглашены в галерею и имели возможность найти свой снимок. Эта работа также потребовала от Tate отдельных усилий: нужно было нанять встречающих для сопровождения детей, организовать небольшую экскурсию по галерее, грамотно организовать питание и прочее. Но в музее знают, что они могут получить взамен. «Есть надежда, что они придут, влюбятся в нас и захотят вернуться снова», — говорит куратор проекта Кларри Уоллис. Тем из ребят, кто не найдет свой класс среди тысячи снимков, расстраиваться не придется: когда выставка закончится, школы получат фотографии в рамках.

Проект Маккуина сопровождается масштабной рекламной компанией. Во всех районах Лондона на две недели установили порядка 600 рекламных щитов со школьными фотографиями. Рекламные щиты разместили на самых проходных площадках: рядом с основными дорогами, на железнодорожных станциях и на станциях метро. В самой Tate для посетителей придумали дополнительную программу. Например, можно будет принять участие в экскурсии, в рамках которой посетителям посредством произведений искусства, начиная с XVII века и до наших дней, покажут как гендерные и классовые проблемы формировали образы детей и искусстве. Экскурсия, которая завершится на выставке Маккуина, пройдет 13 декабря с 18.30–20.00, а на 23 января запланирована дискуссия на тему того, как проект может повлиять на текущую полемику по вопросам идентичности, детства и принадлежности.

Автор текста: Валерия Коваленко