Между искусством и наукой. Как наукоград Черноголовка вдохновляет современных художников

В подмосковном наукограде Черноголовка до 4 ноября проходит выставка-дрейф «Резонанс» — финальный проект художников I сезона арт-резиденции «Гало», реализованной при поддержке некоммерческой организации «Центр городского развития» и при участии Центра поддержки и развития современного искусства «ЗА АРТ». Выставка завершает авторские исследования контекста города, объединяя высказывания четырех художников, Марии Иньковой, Дарьи Неретиной, Мая Стерлеговых и Сергея Костырко.

Современное искусство и наука не впервые пересекаются в Черноголовке. В 2023 году команда Центра «ЗА АРТ» при поддержке некоммерческой организации «Центр городского развития» провела в наукограде несколько лабораторий: Лабораторию гидов, Лабораторию подкастов, а также Лабораторию искусства и науки, в рамках которой на протяжении шести недель местные жители совместно с художниками и кураторами создавали художественные цифровые проекты о научном наследии города. Как отмечала ранее в интервью ArtTube продюсер проектов Центра поддержки и развития современного искусства «ЗА АРТ» Мария Туркина, Черноголовка по сути сама вышла на связь с проектов, с командой связался бывший глава города, Олег Егоров. Егоров был глубоко впечатлен своей поездкой по Уралу, которую он совершил в рамках арт-маршрутов Уральской индустриальной биеннале. Особое внимание он уделил развитию малых и средних городов и тому, как художники через творчество пытались подчеркнуть уникальность этих мест. В итоге экс-глава города, а сегодня директор Центра городского развития Черноголовки загорелся идеей привнести подобный подход и в Черноголовку.

Проект «Резонанс» — уже куда более масштабная история, чем Лаборатория 2023 года. Экспозиция выстраивается в единый маршрут вдоль главной магистрали города и демонстрируется сразу на трех площадках: в Доме ученых НЦЧ РАН, бывшем здании городского ЗАГСа и Корпусе общего назначения ФИЦ ПХФ и МХ РАН. Проект позволяет погрузиться в искусство, вдохновленное средой наукограда, и одновременно увидеть сам город по-новому — как жителям, так и его гостям. Выставке предшествовала арт-резиденция «Гало». Был проведен опен-колл, по завершении которого отобранные экспертами авторы в течение нескольких месяцев работали в двух направлениях: междисциплинарном и направлении, получившем название «Искусство и наука». Участники междисциплинарного направления, художники Мария Инькова, Дарья Неретина и Май Стерлеговых, создавали свои проекты под кураторством Дарьи Болдыревой c фокусом на изучение культурной идентичности городской среды.

В проекте «Lucida Morgana» Мария Инькова исследует природу миража, способного из обманчивого видения превращаться в откровение. Используя фотографии и видео, художница предлагает опыт естественного созерцания — восприятия мира без оценок, где отражение и каждый луч света рождают новую реальность. Название проекта знаменательно эволюционирует: уходя от итальянского «fata» — феи, чьи миражи обманывают путников, — к латинскому «lucida» (светлая, лучезарная), оно преображает саму природу иллюзии. Мираж в проекте — не обман, но ясное откровение, где свет не скрывает, а проявляет сокровенную поэзию материи, её внутреннее сияние. В работах Марии Иньковой свет выступает главным трансформатором: он одушевляет и преображает все, к чему прикасается через систему зеркал, линз и светофильтров.

Художественный проект «Пост-культурные: в тени» Дарьи Неретиной — это исследование нового пейзажа, сформированного на стыке человеческого труда и дикой природы. Через графику, сканограммы, фотокнигу и объекты художница рассказывает историю растений-иммигрантов и местных «сорняков», которые, захватывая заброшенные сады и городские палисадники, стали создателями современного ландшафта города. Этот процесс раскрывает амбивалентную суть природы — ее пластичную, могущественную и безразличную к нашим проектам и видению силу, чья стратегия заключается в мягком, но неумолимом освоении оставленных человеком территорий. Ирония проекта заключается в том, что начало этого «тихого» преобразования ландшафта положила самая обычная человеческая любовь к красоте — именно люди когда-то с нежностью высаживали определенные виды растений в своих палисадниках, любуясь их цветением и заботясь о них.

В проекте «Озарение» художник и парфюмер Май Стерлеговых анализирует связь человека и среды через аромат. Проект художника состоит из двух ольфакторных инсталляций, двух основных ароматов, которые отмечены сквозным сюжетом прозрачности. Акцент на материалах, напоминающих оптическое стекло и лампу накаливания, действуют на природные запахи как повышенная экспозиция при фотосъемке — в них появляется наполненность светом и высота «тонов». Первая работа — «Человек в среде» — это ольфакторный портрет Черноголовки, воплощенный в виде парящего облака из стеклянных шаров-диффузоров. Вторая работа — «Рождение идеи» — представляет собой вспышку вдохновения, рожденную средой Черноголовки. В сердце этой фантазийной инсталляции парит полая скульптура человеческой головы, к которой крепится каплевидный диффузор с ароматом.

 

Направление «Искусство и наука», спроектированное в партнерстве с Центром Art & Science Университета ИТМО под кураторством Христины Отс, фокусировалось на совместной работе непосредственно с учеными внутри лабораторий и институтов города. По его итогам свой проект «Morphonie: Звучание форм» показал художник и музыкант Сергей Костырко. Благодаря совместной работе с научным сотрудником ФИЦ проблем химической физики и медицинской химии РАН Владимиром Ракитиным автор превратил микроскопические поверхности материалов для солнечных батарей и фотокатодов — в звук и объемные формы. Неровности тонкопленочных покрытий, от которых зависит качество и долговечность будущих солнечных батарей — ключевых устройств для зеленой энергетики, — зазвучали как музыкальная композиция и предстали в виде 3D-объектов. Морфология поверхности, зафиксированная методами электронной микроскопии, стала источником звука, а микрорельеф материалов обрел форму в пространстве. Проект показывает, что наука и искусство могут взаимно усиливать друг друга: наука исследует природу материалов, а искусство делает эту природу доступной зрителю через звук, пространство и визуальный образ. Архитектурный облик проекта и 3D-объекты Сергей Костырко создал совместно с приглашенной художницей и исследовательницей Марией Купцовой. В своей практике она работает с биотехнологиями и цифровыми медиа, создавая кибоорганические скульптуры и живые архитектуры.

«Первый сезон арт-резиденции “Гало” дал прекрасные результаты, — подводит итог Мария Туркина. — Как в формате художественных проектов, так и вовлеченности горожан. Отклик оказался сильным: авторов приглашали в закрытые лаборатории, на ужины и прогулки. Тема выставки — невидимый резонанс — воплотилась в реальности: за прошедший сезон художники стали проводниками, которые настраивают тонкие связи между наукоградом и человеческим опытом».

Текст: Евгения Зубченко
Фотографии: Дмитрий Егоров

Отзывы

Чтобы оставить отзыв, авторизуйтесь

Авторизоваться

Оставить отзыв