«Мы стараемся делать каждую выставку личной». Дарья Арбузова и Мария Аникина о новой площадке madame

Прошедшей осенью на московской арт-сцене появилось новое независимое выставочное пространство — madame. Его создали Дарья Арбузова и Мария Аникина, чтобы представлять и продвигать женское искусство, нередко остающееся на периферии арт-мира. В интервью ArtTube Дарья и Мария раскрывают философию пространства, делятся планами на будущее и рассказывают о вызовах независимого кураторства.

 

Дарья, Мария, расскажите, пожалуйста, что послужило импульсом для создания madame?
Дарья Арбузова: Изначально было желание иметь возможность делать собственные кураторские проекты — самобытные и важные для нас самих в первую очередь. В голове уже зрели темы, на которые нам обеим хотелось поговорить, но не было подходящей площадки, где наши идеи можно было бы реализовать. Достаточно естественным образом у нас с Машей возник импульс к созданию собственной самоорганизации, где мы сможем показывать тех художниц, чье искусство нам близко, и объединять их работы в проекты, актуальные и в то же время очень личные. Для нас важно собирать отдельные произведения разных авторок в единый нарратив, раскрывать каждую работу по-новому в новом контексте.

Мария Аникина: Мы хотели открыть самоорганизацию, и когда думали, чем она может отличаться от других площадок, то поняли, что не хватает места, где было бы женское искусство и были бы услышаны голоса разных поколений художниц.

Ориентировались ли вы на какие-либо подобные площадки?
Мария Аникина: Мы ориентировались на наших друзей-коллег из másla lissé и Devyatnadtsat’, а также на проект Кати Карцевой murmur space. Мы хотим стать самоорганизацией, которая наводит мостик между разными поколениями художниц с разным бэкграундом, а также открывать новые и забытые имена.

Какую нишу в художественной среде вы стремитесь занять?
Дарья Арбузова: Единогласно было решено сфокусироваться именно на женском искусстве, поскольку женский взгляд часто остается «периферийным». Мы стремимся показывать искусство художниц с разной практикой, из разных поколений. Пока планируем делать групповые выставки и выступать как кураторский дуэт, но в будущем возможно, будем также приглашать сторонних кураторов.

Почему вы выбрали название madame? Что оно символизирует для вас и как соотносится с концепцией галереи?
Дарья Арбузова: Название madame нам придумал коллега по цеху — куратор и арт-критик Сережа Гуськов. madame расшифровывается как МАша — ДАша — МЕсто и иронично заигрывает с концепцией нашей самоорганизации.

Мария Аникина: Название нарочито феминное, но зато в лоб показывает, про что мы.

madame — это галерея, расположенная в квартире? Если да, то как вы адаптировали жилое пространство под нужды экспозиций? Какие преимущества и ограничения несет такое расположение?
Дарья Арбузова:
Да, мы показываем наши проекты в бывшей квартире, которая сейчас принадлежит Московскому союзу художников, и в которой перманентно базируется дружественная нам галерея «Корней». В плане адаптации бывшей квартиры под выставочное пространство не возникало особых проблем — это уже не новый формат, есть много примеров других самоорганизаций, которые также располагаются в бывших (иногда и действующих) жилых помещениях. В нашем случае мы не стремились сделать пространство стерильным. Есть небольшие артефакты, присутствующие в нем исторически, — мы не пытаемся их прятать, но, скорее, подчеркиваем несовершенства места некоторыми кураторскими решениями и говорим о том, что мы не идеальны.

Мария Аникина: Два выставочных зала отлично подходят под осуществление наших планов. Преимущество расположения в самом центре дает приток также новой аудитории, которая приходит к нам через социальные сети. Единственное, есть проблема с кодом от двери, который мы можем только через личные приглашения передавать.

Расскажите подробнее о философии madame. Какие художественные направления и медиумы вам наиболее интересны? Есть ли приоритетные критерии отбора художников для выставок?
Дарья Арбузова: Мы стараемся делать каждую выставку личной, не прямолинейной, дающей разную оптику одной и той же проблематики. Для нас важно, чтобы это было не просто про визуальность, но и про широкий спектр смыслов, про что-то откровенное и глубоко личное. В приоритете у нас новые или ранее не показанные работы художниц, которые, в нашем представлении, могут входить в диалог друг с другом в контексте одного проекта.

Мария Аникина: В плане медиумов у нас нет приоритетов, на выставке мы экспонируем произведения искусства от живописи до объектов. Мы выбираем тех авторок, которые нам искренне нравятся и чьи работы мы видели, на кого подписаны в социальных сетях.

У вас уже прошли две выставки. Можете рассказать о них подробнее: какие идеи они транслировали, как были приняты аудиторией?
Дарья Арбузова: Первая выставка, которой мы открыли наше пространство, называлась «Perfect Blue» и была основана на автофикшне Мэгги Нельсон «Синеты», в котором она исследовала синий цвет и проживала таким образом свое расставание с партнером. Выставка была посвящена теме утраты, невзаимной любви, прощания, светлой грусти. Вторая выставка, прошедшая во второй половине ноября, «Walpurgis Night», выстраивалась вокруг образа ведьмы, как персонажа из поп-культуры, являющегося мощной метафорой женщины-аутсайдера, не вписывающейся в рамки общества и находящейся в оппозиции по отношению к общепринятым патриархальным нормам.

Мария Аникина: Первая выставка состояла почти полностью из новых работ, и для нас самих стало сюрпризом, как она сложилась в итоге. Хоть она была посвящена книге, где исследовался синий цвет, не все работы были этого оттенка. Зрителям понравился ход с основой выставки в виде автофикшна. Вторая выставка стала яркой реакцией художниц на размышление о роли ведьм в массовой культуре, на то, как монструозная феминность одновременно отталкивает и притягивает. Среди отзывов было отмечено разнообразие медиумов.

Какова ваша целевая аудитория? На кого ориентированы выставки и мероприятия madame?
Дарья Арбузова:
Сейчас наша аудитория — это преимущественно люди из сферы искусства: художники, кураторы, галеристы, коллекционеры, арт-критики, представители профильных СМИ, студенты. Однако иногда наши зрители приходят и из других областей, что очень приятно. Мы хотели бы, чтобы помимо профессионального сообщества проекты madame видела более широкая аудитория, для которой, возможно, такой экспириенс будет в новинку.

Мария Аникина: Наша целевая аудитория — в первую очередь профессиональное сообщество. Но мы также рассчитываем на людей, которые только интересуются современным искусством и узнали о нас из социальных сетей. Надеемся, что мы для них становимся понятной точкой вхождения в искусство.

Как madame взаимодействует с другими галереями и институциями современного искусства? Стремитесь ли вы к сотрудничеству и обмену опытом?
Дарья Арбузова: В будущем году планируем коллаборировать с одной большой и значимой институцией, но пока не буду спойлерить. Для нас это, в первую очередь возможность выйти на более широкую аудиторию и следующий уровень качества. Сотрудничество с галереями мы также рассматриваем как вектор нашего развития, но еще думаем, какая это могла бы быть галерея.

Сталкивались ли вы с какими-либо сложностями на первых этапах организации пространства и проведения выставок?
Дарья Арбузова: Сложностей было достаточно — многое мы делали впервые, некоторые технические проблемы нельзя было просчитать заранее, приходилось решать их в очень сжатые сроки и накануне открытия. Я считаю, что пока наша самая основная сложность — это небольшой временной период, отведенный на подготовку выставки: транспортировку работ, монтаж и так далее. Это обусловлено тем, что в пространстве часто показывают другие проекты и промежутки между ними совсем небольшие. Следовательно, чтобы выставка шла дольше, приходится жертвовать днями подготовки и ужимать большой объем работы в несколько суток.

Мария Аникина: Всегда, когда работаешь с новым пространством, есть моменты, о которых не успел подумать на первом этапе, и их приходится в последний момент быстро решить.

Расскажите, пожалуйста, о ближайших выставках, которые планируются на вашей площадке.
Дарья Арбузова: Наша ближайшая выставка — это групповой офф-сайт проект, который пройдет в Перово, в квартире сейчас уже покойной Машиной бабушки. Дом должны вот-вот снести. Выставка — своего рода прощание с близким и ушедшим из жизни человеком, попытка прожить эту утрату. Маша выступает единственным куратором, а я в этот раз буду в роли художницы — у меня тоже есть близкий человек, с которым я хочу попрощаться. Также в январе мы планируем коллаборацию с не так давно открывшимся баром «Pace», находящимся на Шаболовке.

Мария Аникина: Мы также планируем принять участие в ярмарке фотографии «Контур». Стенд хотим сделать в коллаборации с другой галереей.

Как вы видите развитие madame в будущем? Планируете ли расширять пространство или экспериментировать с форматами?
Дарья Арбузова: Да, определенно! Как я уже отмечала ранее, в планах у нас сотрудничество с институцией (надеюсь, не одной) и другими галереями и заведениями со схожей с нами аудиторией. Также в будущем мы хотим пробовать приглашать сторонних кураторов к сотрудничеству, показывать не только групповые, но и дуо-выставки.

Мария Аникина: Мы хотим вывести проект на более институциональный уровень, проводить не только выставки, но также параллельные программы к ним.

И, наконец, расскажите немного о себе и о своих художественных практиках. Как вы пришли в искусство, что вас вдохновляет?
Дарья Арбузова:
Изначально я пришла в искусство в качестве художницы и пока по большей части все-таки идентифицирую себя с этой ролью. В фокусе интереса моего художественного исследования — влияние интернет-культуры на социальные взаимодействия, изучение цифровых визуальных эстетик и социокультурных феноменов внутри глобального интернета. Я работаю преимущественно в области объектно-ориентированного искусства. В основном использую стекло, пластик и нейросети, а еще сейчас экспериментирую с графикой и по чуть-чуть подступаюсь к живописи. Меня очень много что вдохновляет, причем обычно вдохновение приходит от просмотра произведений из других сфер (кино, аниме, мода, музыкальные клипы), но в последнее время мне нравится находить емкие цитаты на Pinterest с красивым шрифтом и без авторства. Как будто бы воображение сразу дорисовывает образ, который мог бы без слов говорить то же самое, что написано на такой стилизованной текстовой картинке.

Мария Аникина: Моя кураторская практика выстраивается сейчас вокруг женского искусства. Меня также интересует искусство 2000-х и 2010-х годов, которое я не застала. Особенно те акторы, которых чаще встретишь в архивах, чем на выставках сегодня. В искусство пришла через людей: интересоваться начала еще на философском факультете, где изучала институциональную теорию, но на практике поняла, как институты между собой взаимодействуют, уже позднее. Благодарю коллег постарше, которые показали своим примером, что можно совмещать свои проекты с основной работой.

Интервью: Евгения Зубченко
Фотографии: Илья Васильев, Евгения Сенина

Отзывы

Чтобы оставить отзыв, авторизуйтесь

Авторизоваться

Оставить отзыв