Современное искусство и музейное наследие. Выставка «Объект хранения» в Музее промышленности и искусства им. Д. Г. Бурылина

До 7 декабря в Музее промышленности и искусства им. Д. Г. Бурылина в Иванове открыта выставка «Объект хранения», предлагающая зрителю новый взгляд на взаимодействие современного искусства и музейной коллекции. Это своего рода творческий диалог с наследием Дмитрия Геннадьевича Бурылина, купца, мецената и основателя музея. Современные художники вступают в прямой контакт с музейным пространством и его историей. Насколько у них это получилось — в материале ArtTube.

Выставка «Объект хранения» открылась в рамках ежегодного фестиваля современного искусства «Первая фабрика авангарда». Сам фестиваль завершился 5 октября, но выставки будут работать значительно дольше. Центральные выставочные проекты фестиваля — проект Егора Кошелева «Колёса истории» под кураторством Кирилла Светлякова в Арт-пространстве ивановского ж/д вокзала (выставка работает до 25 ноября), а также групповая выставка «Лиминальные зоны» в Музейно-выставочном центре, которую курирует Полина Могилина (выставка работает до 1 февраля 2026 года). Оба проекта, как и вся архитектура фестиваля, выстроены вокруг центральной темы — «лиминальность».

«Лиминальность» обозначает пороговое или переходное состояние между разными стадиями развития человека или общества. Особое место отведено в программе фестиваля личности Дмитрия Геннадьевича Бурылина — российского предпринимателя, коллекционера, мецената и общественного деятеля из купеческой династии Бурылиных. Всю свою жизнь он собирал коллекцию редкостей и древностей, которая позже стала основой для музея. Именно в музее промышленности и искусства им. Д. Г. Бурылина в партнерстве с Фондом современного искусства «СФЕРА» (Москва) была открыта выставка «Объект хранения». Проект построен как интеграция в музейное пространство и творческий диалог с музейной коллекцией и ее создателем, Дмитрием Бурылиным.

Среди участников выставки — Владислав Ефимов, Сергей Шутов, Роман Сакин, Анна Таганцева и Александра Паперно. Куратором проекта стал Алексей Корси — современный российский художник, куратор и преподаватель, номинант премии «Инновация» (2012, 2013, 2018) и «Премии Кандинского» (дважды в 2013, 2017).

В рамках выставки поднимается важная тема актуальности традиционного музея в современном мире и важности сохранения и передачи знаний через форму музейного объекта. Художники выставки размышляют языком современного искусства о принципах формирования музейной коллекции, её необходимости, а также важности личной истории собирателя в контексте коллекции музея Дмитрия Геннадьевича Бурылина. Произведения авторов выставки оказываются включенными в динамику отношений внутри музейной коллекции, подсвечивая и демонстрируя различные механики внутренней жизни музейного архива.

Произведение Романа Сакина представляет собой коллекцию из восьмисот небольших фигурок, которые художник создавал в течение года во время бесед с близкими людьми, просмотром кинофильмов, прослушивания аудиокниг и даже перед сном, лежа в темноте. Созданные бессознательным движением рук, скульптуры становятся иллюстрацией внутренней эмоциональной жизни автора. Подвергая эти объекты дальнейшей каталогизации, разбивая их на рубрики и группы, Сакин старается найти скрытые механизмы его собственной психической конституции, воспроизводя принцип формирования и работы музейной коллекции.

В серии работ «Веретёна и черепки» Владислава Ефимова автор занимает пустое место творящей истории. Все веретена и черепки созданы вручную в мастерской и пронумерованы самим автором в последовательном порядке. Лишенные авторской фантазии объекты не обладают внешним относительно своей объектности смыслом, а демонстрируют искусственность построения музейного архива. Пустые формы, притворяющиеся веретенами и фрагментами древней керамики, обретают силу в своей серийности, а точнее в той невидимой воле, что скрепляет эти разрозненные предметы в единый ряд. Автор словно крадет у времени его способность накапливаться и воспроизводит этот механизм самым прямым образом, соединяя в одно целое время натуральное и время иллюзорное.


 

Проект «На ножках» Александры Паперно строится вокруг феномена советских узоров тканей и обоев. Обращаясь к ранним детским воспоминаниям, в которых художница путешествовала взглядом по узорам обоев на стене, наполняя их фантастическим содержанием, Паперно разрабатывает новую фольклорную иконографию, сталкивая между собой модернистский паттерн, сюжеты русских сказок и личной истории. Получившаяся серия графических листов, имитирующих рулоны бумажных обоев, проблематизирует взаимовлияние жизни внешней и жизни внутренней: как события мировой истории попадают в жилое пространство в виде узора обоев у кровати над головой и как, двигаясь в обратном направлении, жизнь внутренняя оказывается частью истории и музейной коллекции.

Кувшинки Анны Таганцевой воссоздают ситуацию взаимопроникновения музейного пространства и пространства синтетического. Размышляя над традицией обустройств публичных мест, воссоздающих специфические условия для выведения экзотических видов растений, Таганцева проводит параллель между оранжереей и пространством музея. Климатические системы музейного хранения оказываются не менее важными для сохранения кувшинок Клода Моне, чем инженерные системы и трубы гидратации оранжерейных бассейнов для выращивания настоящих кувшинок. Природное здесь находит свое пересечение с культурным, а музей оказывается лабораторией продленной жизни искусства.

 

Звуковая инсталляция Сергея Шутова, размещённая в залах природы Ивановского края, остроумно тематизирует вопрос нового цифрового пейзажа. Витрины с тематическими экспозициями, посвященными сценам жизни дикой природы, демонстрируют зрителю виртуозно исполненную иллюзию — чучела диких животных в них выглядят как живые. Размещая между музейными экспонатами специально созданную для выставки звуковую инсталляцию, в которой всем известные популярные песни распадаются в цифровом глитче, Шутов проводит параллель между изысканной иллюзией музейных диорам и виртуальным пространством, становящимся вечным хранилищем живых моментов нашей истории.

В целом же выставка «Объект хранения» показывает, как интеграция современного искусства в музейное пространство способствует переосмыслению прошлого и формированию новых смыслов.

Текст: Евгения Зубченко
Фотографии: Варя Гертье, Олег Павлов

Отзывы

Чтобы оставить отзыв, авторизуйтесь

Авторизоваться

Оставить отзыв