Искусство на берегу Камы. Резиденция и выставка на плавучем дебаркадере в Набережных Челнах

До 19 октября в Набережных Челнах на культурной площадке «Дебаркадер-30» проходит выставка «Рекование, или Несколько опытов смотрения на реку». Проект является результатом резиденции для художников из разных городов, которая проходила на площадке этим летом и была организована совместно с Фондом поддержки современного искусства «СФЕРА». Кураторы резиденции Зульфия Илькаева и Алексей Корси предложили художникам исследовать тему воды: сама площадка «Дебаркадер-30» — это, по сути, старая пристань 50-х годов, располагающаяся на берегу реки Камы. Мы попросили участников выставки Данила Ахметшина, Ольгу Божко, Анастасию Крохалеву, Катю Рыблову, Дарью Орлову и Ильяса Хаджи поделиться своими впечатлениями от работы в таком необычном месте.


Данил Ахметшин, «Маршрут», фрагмент видео

Данил Ахметшин (г. Набережные Челны): «Самым ярким впечатлением от резиденции для меня стал процесс создания мной моей работы. У меня был замысел. С каждым пройденным шагом и проплытым кусочком Камы, он претворялся в жизнь. И в этом для меня была магия. Нудное утомительное шагание по берегу Камы и опасное плавание на каяке были для меня наполнены смыслом. На самом деле я очень боюсь воды. Но мне удалось на время изменить отношение к ней для своей работы. В какой-то момент плаванья мне даже показалось, что плыть на каяке очень просто и весело. Но у самого противоположного берега река напомнила мне о том, что она имеет не только развлекательное измерение, но и измерение опасности. В моей работе мне удалось соединить множество элементов. Однако чем для меня стала моя работа, мне пока трудно резюмировать. Я в процессе её осмысления. А ещё резиденция стала для меня тем местом, которое помогло мне масштабировать отработанную в миниатюре технику маршрутного рисования. Техника прозвучала громче. У неё появился экспертный зритель. В отличие от моих миниатюрных тихих экспериментов, единственным зрителем, которых был я сам».


Ольга Божко, серия скульптур «Айсберг»

 

Ольга Божко (г. Москва): «Так получилось, что это мой первый опыт работы в резиденции. И, надо сказать, у меня остались самые тëплые и яркие впечатления. Конечно, первое и самое главное впечатление — от людей, которые мне помогали реализовать проект, знакомили с городом, рассказывали и показывали самые интересные и невероятные места, давали советы и рекомендации, которые оказались очень уместными. Я работала в керамической мастерской, и там было всë, что нужно. Работать было очень комфортно. Мне удалось поэкспериментировать с поиском формы: сначала получались более декоративные и условные скульптуры, но потом мне удалось найти более реалистичное решение, которое было убедительно ещё и за счëт найденной фактуры поверхности. А также я смогла найти разные решения с покрытием моих скульптур, попробовала интересные эффекты в глазурях. Мне помогли с обжигом, но перед этим мы смогли эффективно распланировать работу, так что всë задуманное удалось сделать в срок, а керамика, как известно, процесс не быстрый. Требуется время на сушку работ, и необходимо рассчитать последовательность обжигов. Но всë получилось наилучшим образом. Если же говорить о самом городе, то самое удивительное для меня в Набережных Челнах — это берëзы. Они мои ровесницы, и ни одной макушки, ни одной ветки за всë это время не было спилено. Они такие красивые, и мощные, и раскидистые, и густые. И создают в городе очень знакомую мне ностальгическую и лирическую атмосферу».


Анастасия Крохалева, звучащие кинетические скульптуры «тартмалар» и «күбек»

 

Анастасия Крохалева (г. Екатеринбург): «Конечно, любое место прежде всего делают люди, которые там находятся, с которыми ты там встречаешься. В резиденции в Набережных Челнах я однозначно почувствовала заботу. С первого же дня пребывания в этом городе увидела места, которые жители Челнов очень ценят. Я почувствовала, что со мной поделились местным сокровищем: облепиховый спуск к реке и то место, где можно долго идти по длинной песчаной косе посреди воды (спасибо Зульфие большое за этот опыт!). И, конечно, мастерская “Солнце внутри” — основное место, где я работала в резиденции! Чувствуется, что это место, напитанное трудом, но трудом, который завораживает и тебя полностью забирает с головой. Я работала с керамикой в третий раз в своей жизни, поэтому в процессе для меня было много различных вызовов. В керамике в любой момент всё может пойти не так: изделие может развалиться при высыхании глины или при первом обжиге. Если не развалилось тогда, то может что-то треснуть или как-то не туда затечь глазурь при втором обжиге. Каждый раз ты ждешь минимум сутки, прежде чем увидишь, прошла ли твоя работа очередной этап своего рождения. Конечно, керамика, как оказалось, это постоянное преодоление на каждом шагу, но я очень рада, что подобный опыт у меня случился именно в этой резиденции и именно в этой мастерской. Мне всегда были готовы прийти на помощь и подсказать, как решить ту или иную возникшую задачу. За это я очень благодарна Юле, Илье, Эльзе и Мие!

Добавлю, что от самого города у меня осталось яркое впечатление. Везде вода! Если ты не идешь к Каме, то ты выходишь к Мелекеске. Если ты не выходишь к Мелекеске, то выйдешь к одному из фонтанов. И вода эта в самых разных своих проявлениях очень живая, очень широкая или очень высокая. Ты оказываешься этой стихией окружен и практически погружен в неё. По итогу я создала в резиденции не одну, как планировала изначально, а две работы, связанные с Камой. Я чувствую, что нигде в другом месте эти работы не родились бы такими, какими они родились именно в этой резиденции. И я очень надеюсь, что мне еще представится возможность поработать с командой “Дебаркадера-30” и вновь побывать в этом красивом месте. Желаю резиденции и площадке “Дебаркадер-30” процветания!»


Катя Рыблова, «Синий», видео-эссе, дополненное фотографиями и письмами о синем горожан, которые они прислали художнице

Катя Рыблова (г. Нижний Новгород): «Мне понравилось ощущение личного уединения, потому что я была в резиденции в июне единственным художником. И это позволило глубоко погрузиться и в себя, и в контекст города, реки. По сути отключиться от внешнего мира и своей обычной жизни и настроить прямой контакт “я — город”, “я — река”, “я — синий”. Удалось почувствовать единение с “большой водой” (Камой). Я приходила поговорить с водой, задать свои вопросы и получить на них ответы. Мне также очень помогли встречи с жителями и прогулки с куратором резиденции Зульфией в поисках синего. Синего именно в контексте Набережных Челнов, истории города, личных историй жителей. Я думаю, что эти ощущения и этот опыт удалось передать в видеоэссе “Синий”. Больше всего мне запомнился вид с палубы Дебаркадера на втором этаже в сторону, где пересекаются реки Челна и Кама. В разное время года, в разную погоду, в разное время суток — этот вид просто прекрасен, непередаваемые ощущения. Я уверена, что каждый должен хоть раз увидеть это».


Дарья Орлова, «Звуки из глубины», аудио инсталляция

Дарья Орлова (г. Санкт-Петербург): «Для меня это была резиденция лёгкости, свободы и светлой грусти. Очень много воздуха, воды, пространства и спокойствия. Мне часто казалось, что Дебаркадер — объект призрачный, существующий только в моем воображении. Он просто поражает невозможностью собственной красоты в сочетании с ландшафтом, в который так умело вписан. С Дебаркадера я смотрела на движение воды, завораживающие оранжево-розовые закаты и яркие молнии размером с чёрное небо. Раза два дождь шёл стеной по нескольку часов, и город плыл, как корабль. Меня окружали звуки воды — звенящие, струящиеся, булькающие — и в небе, и в колёсах машин и, конечно, в чае с молоком и чак-чаком. Так мы соединились. Когда много воды, слиться с местом гораздо проще».


Ильяс Хаджи, «Границы воды», серия фотографий

Ильяс Хаджи (г. Махачкала): «Участие в резиденции “Дебаркадер-30” мне понравилось, собственно, тем, что у меня была возможность целый месяц жить и работать в новом для меня месте. Особенно ценно, что сама культурная площадка находится на берегу реки, которую я изучал. Также интересным оказался ландшафт Набережных Челнов — контраст индустриальных пейзажей и природы позволил подчеркнуть на моих фотографиях степень человеческого вмешательства в окружающую среду, что и было целью моего проекта».

Текст: Евгения Зубченко

 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв, авторизуйтесь

Авторизоваться

Оставить отзыв