ЛЕЩУКФОНД представил результаты комплексного исследования российского арт-рынка

Искусство в России чаще всего покупают люди 35–40 лет, а художники, которые являются центром арт-рынка, чаще всего не понимают, как этот рынок работает, и не имеют стабильного дохода от своей деятельности. Такие выводы были получены в ходе первого комплексного исследования «Экосистема российского арт-рынка в инсайтах его участников: факторы и векторы трансформации», проведенного Фондом современного искусства ЛЕЩУКФОНД.

Искусство в России чаще всего покупают люди 35–40 лет, а художники, которые являются центром арт-рынка, чаще всего не понимают, как этот рынок работает, и не имеют стабильного дохода от своей деятельности. Такие выводы были получены в ходе первого комплексного исследования «Экосистема российского арт-рынка в инсайтах его участников: факторы и векторы трансформации», проведенного Фондом современного искусства ЛЕЩУКФОНД. Респонденты также выделили уровни профессионализации покупателей современного искусства и их потребности на каждой из ступеней в порядке возрастания: покупатели для интерьера, покупатели для статуса, покупатели, работа которых связана с искусством, покупатели с большим бюджетом, но не разбирающиеся в искусстве, системные покупатели или системные собиратели, профессиональные коллекционеры и коллекционеры-визионеры.

«Мы в ЛЕЩУКФОНДе считаем, что сейчас особенно важно разобраться, как новая экономическая реальность, социальные и другие изменения влияют на его структуру, развитие и перспективы. Нас интересует, какие способы поддержки рынка наиболее актуальны и востребованы. Исследуя эти темы, мы стремимся сделать рынок более прозрачным, объективным и независимым, чтобы повысить его привлекательность для широкого круга участников», — рассказала президент ЛЕЩУКФОНДа Мария Кожевникова.

Согласно результатам исследования, работа в поле современного искусства в России, как правило, не приносит стабильный доход художникам, а условия среды усложняют его профессиональное развитие. При этом существенная часть художников не понимает, как работает арт-рынок, по причине нехватки информации от других участников рынка или незаинтересованности самих художников в получении этих знаний. По мнению респондентов, для актуализации творчества и успешной монетизации произведений художникам необходимы:
⎯ талант и «чувство современности», которые делают и художника, и его произведения актуальными;
⎯ физическая и финансовая возможность высказывания: участия в различных проектах, выставках;
⎯ включенность в профессиональное сообщество; ⎯ способность вести диалог с искусством прошлого.

Также для успешных продаж необходимо умение быть «на гребне волны», понимать, что «развлекает» и что «хорошо покупается».

Говоря о тех, кто покупает искусство, респонденты отметили позитивный тренд: формирование пула российских коллекционеров, под которыми чаще всего понимают как системных собирателей совриска, так и профессиональных, институциональных коллекционеров, оформивших собственное собрание работ в определенной концепции.

С точки зрения этого определения, по оценкам респондентов, в России сегодня около 1000 системных собирателей и 5 публичных профессиональных коллекционеров.

Также, по результатам исследования, чаще всего современное искусство покупают люди возраста 35–40 лет, вторая по активности категория покупателей — люди 25–30 лет. В частности, во вторую группу, в том числе, входят те, кто вернулся в Россию после обучения в западных странах. Они имеют средства в связи с принадлежностью и доступом к капиталу родительской семьи.

Респонденты выделили уровни профессионализации покупателей современного искусства и их потребности на каждой из ступеней:

Покупатели для интерьера — выбирают произведение искусства по принципу «нравится/не нравится» и с точки зрения сочетания с интерьером дома, квартиры, офиса. К этой категории относятся дизайнеры интерьеров и архитектурные бюро, участвующие в подборе произведений для клиентов.

Покупатели для статуса — понимают, что сфера современного искусства и обладание художественными произведениями — это возможность попасть в желаемый социальный круг и демонстрировать «современность». Покупатели, работа которых связана с искусством. Эта группа обладает образованием, насмотренностью, знаниями, вкусом и в гораздо меньшей степени высокой покупательной способностью. Покупки связаны с ценностной мотивацией и с желанием поддержать «коллег по цеху».

Покупатели с большим бюджетом, но не разбирающиеся в искусстве. Как правило, у представителей этой категории низкая насмотренность и не выработан вкус, но есть понимание, что искусство «нужно» для статуса, в подарок, для решения бизнес-задач, для интерьера, по привычке.

Системные покупатели или системные собиратели — активные участники арт-рынка, обладающие насмотренностью и знаниями, развивающие вкус, но еще не до конца выработавшие концепцию для своего собрания произведений искусства. Коллекционеры, в том числе: профессиональные коллекционеры — системные покупатели, собирающие искусство. Они следуют выбранной стратегии осознанно и обдуманно. Вокруг коллекции выстраивается публичная деятельность. У этой категории сформирован собственный вкус, насмотренность, они образованы имеют, свободные деньги и осознанное желание тратить их на искусство; коллекционеры-визионеры — эксперты характеризуют их фразой «больше, чем коллекционеры». Это люди, сами создающие инфраструктуру — фонды, музеи, резиденции — и придерживающиеся своей миссии в поле современного искусства.

В целом, основной мотивацией всех участников арт-рынка являются любовь к искусству, также ими движут «желание заработать», «потребность в статусе», желание принадлежать к группе «избранных и понимающих», приверженность моде и актуальным веяниям. Качественное исследование было проведено в формате фокусированного экспертного интервью. В состав экспертов вошли владельцы и директоры галерей, кураторы, коллекционеры.

Отзывы

Чтобы оставить отзыв, авторизуйтесь

Авторизоваться

Оставить отзыв