Личная история и история города. Выставка Александры Тен «Рекурсия времени» в Иркутске

До 7 декабря в Центре современного искусства «Огонь» в Иркутске открыта персональная выставка московской художницы Александры Тен «Рекурсия времени», куратором которой выступил Майкл Арутюнян. Проект, объединяющий личную память, историю Иркутска и актуальные художественные практики, предлагает зрителю погрузиться в размышления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего. Как личная память и семейная история переплетаются с историческими и культурными слоями Иркутска? Какие работы Александры Тен наиболее ярко отражают ее взаимодействие с иркутским контекстом? На эти и другие вопросы мы попытались ответить в материале ArtTube.

Идея совместной выставки появилась еще в 2023 году, когда куратор Майкл Арутюнян предложил Александре сделать персональный проект-размышление о той точке, в которой она находилась на тот момент. «Однако тогда мы отложили этот вопрос на потом, поскольку делать просто так выставку не хотелось, необходимо найти историю, о которой стоит говорить», — рассказала Александра Тен ArtTube. По словам художницы, отправной точкой для нее стал экспериментальный курс в Школе Родченко под руководством Ирины Кориной, Катерины Троепольской и Андрея Родионова, где она впервые начала писать стихотворения и прозу. «Это позволило мне отрефлексировать собственный artist statement, — продолжает Александра. — Фокус моих интересов — сложная по структуре идентичность мест, объектов и людей, memory studies. Исследование Иркутска — логичное продолжение моей практики, здесь я родилась». Однако для художницы это не просто личная история. Иркутск далек от Москвы, это середина нашей страны и подсветить локальные истории ей показалось важным.

На выставке собраны как новые работы, созданные специально для иркутского контекста, так и программные для автора произведения. «В пространстве переплетаются между собой и личный пласт, и публичный историко-культурный контекст, — пояснил ArtTube куратор Майкл Арутюнян. — Наследие, память, история — все находится в сопряжении. Мы говорим о нелинейном времени, о символическом повторе каких-то событий из прошлого, о неизменных узлах, прошивающих нашу реальность. Эмоции, люди, события, обстоятельства — в залах существуют доминантные точки, где переосмысляется история семьи, легенды, локальные нарративы Иркутска». По его словам, очень важно, что большая часть выставки — произведения, созданные специально для «Рекурсии». В каждом зале новая работа — точка сборки концептуальных основ выставки и того, как человек воспринимает границы между временем и пространством.

Как подчеркивает Майкл Арутюнян, наиболее яркое взаимодействие с иркутским контекстом отражают все новые работы, созданные художницей специально для выставки, но лично он особо отмечает работу под названием «Бабр» (2025). Мифическое существо Бабр — порождение бюрократической ошибки. Изначально это старорусское обозначение пантеры, тигра, леопарда, заимствованное через посредство тюркских языков из фарси. При утверждении герба Иркутской губернии в Санкт-Петербургскую герольдию пришло «с места» описание герба со словом «бабр» вместо «тигр», что на сибирском наречии совершенно одно и то же. Неизвестный чиновник Герольдии в описании «исправил» «а» на «о», и получилось «бобр, несущий в зубах соболя». Таковым герб губернии был утвержден 5 июля 1878 года. Неточность никто не заметил, однако художниками никогда не было нарисовано ни одного изображения иркутского герба с бобром. Вместо этого «бабру» в гербе пририсовали большой, похожий на бобровый, хвост и перепончатые задние лапы, создав новое мифическое животное, которое можно условно назвать «геральдическим бабром». В 2012 году в Иркутске даже установили памятник Бабру.

«В работе Александры, посвященной этому мифическому существу, можно проследить переход от тигра до бабра и от бабра до бобра, — говорит Майкл Арутюнян. — Работа любопытна и тем, что это единственная работа в соавторстве на выставке. Деревянная рама была сделана иркутским художником Василием Кузнецовым (псевдоним Впишите Имя). Рама визуально напоминает наличник характерных для Иркутска стареньких деревянных домов, однако декоративные элементы отсылают к сложносочиненному гербу: тигриные лапы, бобровый хвост, лапы бабра и пасть».

В проекте «Рекурсия времени» присутствует и личный слой: воспоминания о детстве, о местах, которых уже нет, диалог с творчеством бабушки-художницы и с легендами, связанными с водой и локальными мифами. «Я уехала из Иркутска, когда мне был год от рождения, — рассказывает Александра Тен. — В родной город я возвращалась в гости к бабушке летом. В этот раз я приехала познакомиться с городом как художник. Ключевая работа экспозиции “Семейные обстоятельства” созданы на основе легенды, которую написала моя бабушка. Здесь Байкал представлен с человеческим лицом: он и его семья ругаются и расстаются из-за бытовой ссоры».

Акцентами, поясняющими связи между памятью, наследием и настоящим, являются тексты: кураторские врезки-экспликации Майкла Арутюняна об устройстве зала и тексты-байки Александры Тен, которые приоткрывают личную историю и дают точку входа в работы художницы. «Это два голоса, — поясняет Майкл. — Мой — внешний, а голос Александры — внутренний. Соединение в пространствах видеоработ с фотографиями, цитатами из статей помогает настроить оптику дешифровщика скрытых знаков, которые попадаются на пути в исследовании Иркутска».

Художница работает с видео, фотографией, графикой, объектами и инсталляциями, но главным остается перформативный жест в каждом из медиумов — взаимодействие с пространством, временем и человеком. «Мои работы связаны с перформантивными практиками, и поэтому практически во всех видео фигурирует мое тело, — говорит Александра. — Там, где я не участвую, я приглашаю зрителя совершить шаг в сторону работы. От видео до графики, объекта и скульптуры: важно расстояние, на котором находится человек, его отношение с работой в пространстве. Так, в работе “The place of Nowhere” зритель должен не просто подойти, но и потрясти объект. Это ненасильственая история, но возможная. А в работе “Посвящение декабристам” важно подойти близко, чтобы графика распалась на отдельные точки».
 

Текст: Евгения Зубченко
Фотографии: Арина Малышенко

Отзывы

Чтобы оставить отзыв, авторизуйтесь

Авторизоваться

Оставить отзыв