Мона Тасмания

Арт-аттракцион Дэвида Уолша

Музей старого и нового искусства в Австралии притягивает туристов со всего мира

Есть на земле места, о которых говорят, что они обязательны к посещению. Для ценителей искусства это, безусловно, Лувр, Лондонская национальная галерея, музей Метрополитен и еще ряд других всем широко известных точек на карте земного шара. Но иногда что-то по-настоящему интересное может быть не на слуху, яркий пример такого рода – одна из самых необычных коллекций искусства в мире, «спрятавшаяся» на далеком острове Тасмания близ австралийского города Хобард. Восемь лет назад миллиардер Дэвид Уолш (David Walsh) открыл там Музей старого и нового искусства (Museum of Old and New Art, MONA), где экспонирует свою огромную коллекцию античного и современного искусства под названием «Монанизм». Музей, превращенный Уолшем в гигантский подземный бункер, поражает воображение, а произведения искусства вызывают неоднозначную реакцию у публики: от восхищения до полного отвращения.

Хобарт, небольшой город с населением в 200 тысяч человек, это столица штата Тасмания, расположенного на одноименном острове в 240 км к югу от материка Австралии. Любой турист, вбивший в поисковик «что посмотреть в Тасмании», с удивлением обнаруживает, что помимо ожидаемых достопримечательностей (смотровой площадки на вершине горы Веллингтон, Королевского ботанического сада, бухты Салливана, национального парка и пр.), существует еще и некий музей, где собраны древние реликвии и современное искусство. Подобное сочетание уже само по себе вызывает интерес. Музей находится в одном из северных пригородов Хобарта, доехать до него можно на автобусе или на машине, но большинство посетителей предпочитают добираться на пароме или на скоростном катамаране по реке Деруэнт, на берегу которой и построено здание. В общей сложности дорога туда займет 20-25 минут вне зависимости от выбранного способа поездки.

 

Многие годы миллиардер и меценат Дэвид Уолш, заработавший свое состояние в игровом бизнесе, собирал предметы античного искусства, а в 2001 году он открыл музей, где и выставил свою уже довольно большую на тот момент коллекцию древностей. Со временем его заинтересовало современное искусство, которое он стал скупать, и уже в 2006 году музей закрылся на реконструкцию, длившуюся пять лет. «Ремонт» обошелся Уолшу в 75 млн. долларов, по сути же он представил публике уже совершенно новый музей с иной концепцией и содержанием. Само здание издалека выглядит как огромный непреступный форт, но в действительности сам музей находится под землей, а то, что видят туристы это гостиничные здания и рестораны. В этом и заключалась суть реконструкции – превратить в музей в подземную пирамиду, уходящую довольно глубоко под землю. Из-за этого посетители вынуждены спускаться по кажущемуся бесконечным лестничному пролету, который некоторые сравнивают со спуском в преисподнюю. Внизу атмосфера становится еще более зловещей: экспозиционные пространства встроены в скалы вокруг полуострова Берридейл и напоминают темные лабиринты, поскольку там нет окон. Подобную планировку музея Уолш объяснил тем, что он хотел здание, которое может «незаметно подкрасться» к посетителям, создавая таким образом «чувство опасности», направленное на то, чтобы оживить опыт просмотра искусства. Такая концепция во многом роднит музей с парком аттракционов, что признают и его создатели. По словам куратора музея Марка Фрейзера, MONA представляет собой что-то вроде провокационного «Диснейленда» для взрослых.

Помимо того, что сам музей это цепочка запутанных лабиринтов, так еще и представленные в экспозиции произведения расположены в нехронологическом порядке, и лишены музейных этикеток. Впрочем, перед входом зрителям предлагается специальный девайс под названием «О», что-то вроде айпода со встроенным GPS навигатором, поэтому потеряться там в общем-то нельзя. Также посетители могут воспользоваться различными интерактивными функциями этого девайса. Например, на свой вкус выбрать интерпретации любого произведения: «Резюме» (краткое описание работ и информация о художнике); «Art Wank» (заметки куратора); «Gonzo» (личные мнения и истории Уолша), «Идеи» (цитаты и тезисы); и «Медиа» (в основном интервью с художниками). Нет там и привычных выставочных пространств: порой инсталляции занимают целые комнаты, а иногда и огромные залы. Яркий пример это 46-ти метровая фреска под названием «Змея», работа Сиднея Нолана (Sidney Nolan), одного из крупнейших австралийских художников второй половины XX века. Объект, созданный им в период между 1970 и 1972 годами, состоит из 1620 панелей, образующих увеличенное изображение змеи. Сейчас в MONA хранится более 1900 художественных произведений из частной коллекции Дэвида Уолша, общая стоимость работ составляет 100 млн. долларов.

Свое открытие в 2011 году музей отметил провокационной выставкой под названием «Монанизм», которая привлекла внимание любителей искусства со всего мира. Работы были подобраны таким образом, чтобы буквально «бомбить» по органам чувств зрителя, не давая ему возможности остаться равнодушным. Скандально известный бельгийский нео-концептуалист Вим Дельвуа (Wim Delvoye), прославившийся своим проектом «Арт-Ферма» с живыми татуированными свиньями, представил на выставке невероятный «желудочно-кишечный механизм», который наглядно демонстрировал работу пищеварительной системы человека. Настолько наглядно, что некоторым зрителям становилось дурно от запаха в помещении. Называлась эта инсталляция «Клоака Профессиональная» («Cloaca Professional»). Неподалеку можно было увидеть еще одну крайне провокационную и неоднозначную работу – полотно британского художника Криса Офили «Пресвятая Дева Мария», где портрет чернокожей Богоматери частично сделан из слоновьего навоза. Эта огромная (2,5 м в высоту) картина не раз оказывалась в центре скандала. Когда в 1999 году ее показали на выставке «Sensation. Молодые британские художники из коллекции Чарльза Саатчи» в Бруклинском музее, мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани пришел в ужас. Он назвал картину «тошнотворной» и «антикатолической» и поставил музею ультиматум – либо картину уберут из экспозиции, либо финансирование музея из городского бюджета будет приостановлено. Это вызвало грандиозный скандал и одновременно привело к невероятному успеху выставки у зрителей.

О провокационном характере некоторых из представленных произведений говорила и специальная пометка в электронной карте – «Не рекомендуется к просмотру лицам моложе 15 лет». Однако в действительности миллиардер не ставил перед собой задачу напугать или вывести из себя зрителя. На выставке было немало завораживающих своей красотой произведений, как, например, великолепная «застывшая» инсталляция британской художницы Клэр Морган (Claire Morgan) – «Отслеживание времени» («Tracing Time»). Ее хрупкие воздушные скульптуры состоят из огромного количества мелких предметов: это могут быть фрукты, семена растений, зерна, листья, насекомые, а также чучела животных. В музее была одна из подобных скульптур: пушистые семена одуванчика украшали лески, свисающие с потолка, а в центре, основной элемент произведения, чучело маленькой певчей птички. Мексиканский художник Рафаэль Лозано-Хеммер (Rafael Lozano-Hemmer) представил не менее пронзительную интерактивную инсталляцию под названием «Комната пульса» («Pulse Room»), где лампочки, подвешенные на потолке огромной комнаты, начинали мерцать в такт пульса того зрителя, который прикасался к специальному датчику. Ричард Дормент, художественный критик британской газеты The Daily Telegraph, отметил однажды, что Уолш «не собирает известных имен; его равнодушие к моде является одной из сильных сторон коллекции. Он любит искусство, которое весело и захватывает ваше внимание». Еще лучше позиция музея раскрывается на его официальном сайте: «Мы считаем, что такие вещи, как история искусства и замысел художника, интересны и важны – но только наряду с другими голосами и подходами, которые напоминают нам, что искусство, в конце концов, создается и потребляется реальными, сложными людьми, чьи мотивы в основном неясны даже для них самих».

Сейчас в музее можно увидеть постоянную экспозицию, которая тоже получила название «Монанизм», а также временные выставки, их музей проводит два раза в год, летом и зимой. К примеру, до 13-го апреля 2020 года там проходит выставка новозеландского художника Саймона Денни под названием «Mine» (игра слов: мое, мина, шахта). Выставка, по словам художника, это «тематический парк для добычи», исследующая политическое и экологическое значение добычи, а также роль труда и его ценность на протяжении всей истории человечества, в том числе в быстро меняющемся настоящем. Что же касается основной коллекции, в нее постоянно вносятся изменения, а два раза в год проходит полное обновление экспозиции. Изначально Уолш хотел деинсталлировать самые любимые зрителями произведения искусства (на устройстве «O» у посетителей была возможность отмечать понравившиеся и вызываемые отторжение объекты), но в итоге оказалось, что часто самые любимые работы и есть самые ненавистные, поэтому от этой стратегии отказались. Некоторые произведения искусства с первой выставки всегда представлены в экспозиции, поскольку музей был спроектирован с учетом их размещения. В частности, это уже упомянутая фреска Сиднея Нолана, пространство для размещения которой было одной из отправных точек для архитектурного проектирования здания. На своем месте остается и полюбившийся зрителям «Bit.Fall», огромный водопад, который переводит случайные слова в струи воды. Автор – немецкий художник Юлиус Попп (Julius Popp), работающий в жанре science-art.

В 2012 году путеводитель «Lonely Planet» отметил Хобарт, как один из десяти городов, которые необходимо посетить, назвав MONA главной туристической достопримечательностью, сравнимую по своему значению с Музеем Гуггенхайма в Бильбао.

Автор: Валерия Коваленко
Фото: Валерия Коваленко