Лучшие выставки 2017 года

Самые интересные выставки Москвы 2017 года по версии редакции

К концу подходит 2017 год, ставший в области культуры очень насыщенным. В 2017 году мы отмечали 100-летие Октябрьской революции, перекрестный год туризма Австрия-Россия, XIX Международный фестиваль молодежи и студентов, год Японии в России, 130-летие со дня рождения Марка Шагала, 140-летие «Лебединого озера» Чайковского и другие юбилейные даты. В этом году прошли такие важные события как 7-я Московская международная биеннале современного искусства, Триеннале российского современного искусства, 5-ая юбилейная ярмарка современного искусства Cosmoscow, 6-ая Московская международная биеннале молодого искусства.

2017 год оказался годом масштабных и ретроспективных выставок великих художников. В Москву впервые привезли таких знаменитых художников, как Хаим Сутин, Эгон Шиле, Густав Климт, Такаси Мураками, Цай Гоцян.

ArtTube составил список лучших московских выставок уходящего года. Некоторые из них можно будет посетить и в новом 2018 году!

  1. Константин Бранкузи. Скульптуры, рисунки, фотографии, фильмы из собрания Центра Помпиду

Мультимедиа Арт Музей / 16 сентября – 15 декабря 2017

Эта выставка – первая попытка показать наиболее полно феномен Константина Бранкузи (Брынкуши) и все аспекты его наследия: скульптуру, рисунки, фотографии и фильмы. Работы Константина Бранкузи стали символом нового модернистского подхода в искусстве.

Важная часть проекта — рисунки автора, в том числе знаменитые портреты Джеймса Джойса, а также зарисовки животных, карандашные наброски скульптур, портреты и автопортреты. Кроме того, Бранкузи был фотографом и автором фильмов. Фотография занимала огромное место в его творчестве. Начиная с 1914 года, он сделал несколько тысяч фотографий, на многих из которых были запечатлены его скульптуры и мастерская.

Незадолго до смерти Константин Бранкузи выразил желание передать свое наследие в дар Франции — стране, ставшей для него второй родиной. На выставке в Мультимедиа Арт музее работы художника из собрания Центра Помпиду впервые будут продемонстрированы за рубежом.

Константин Бранкузи. Спящая муза, 1910

  1. Густав Климт. Эгон Шиле. Рисунки из музея Альбертина (Вена)

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков / 10 октября 2017 – 14 января 2018

Выставка Густава Климта и Эгона Шиле, открывшаяся осенью, это совместный масштабный проект российского Пушкинского музея и венской Альбертины. Плодотворное сотрудничество Альбертины и ГМИИ им. А.С. Пушкина позволило впервые представить россиянам около 100 работ: этюды, эскизы к живописным работам, автопортреты, обнаженная натура.

Густав Климт, главный художник венского модерна, обладал талантом превосходного рисовальщика, благодаря которому стал мировым классиком. Его графичный стиль оказал огромное влияние на последующие поколения, в том числе на Эгона Шиле, который начинал карьеру, когда Климт стал уже корифеем модерна. Шиле усвоил опыт своего знаменитого учителя и вскоре обрёл свой неповторимый и уникальный стиль, который ознаменовал переход от модерна к экспрессионизму.

Работы художников попали в коллекцию Альбертины ещё при их жизни. Последующие поступления осуществлялись за счет пожертвований и завещаний коллекционеров, таких как Август Ледерер, Артур Рёсслер, Генрих Бенеш и другие. За последующие сто лет общее количество произведений Климта и Шиле составило около 350.

Выставка даёт возможность зрителю проследить стилистическую эволюцию в графике обоих художников, а также понять насколько сильно искусство стремилось к собственному раскрепощению.

Подробнее о выставке:  http://www.arts-museum.ru/events/archive/2017/albertina/index.php

Напоминаем, что о творчестве Эгона Шиле на ArtTube выходила статья: https://moscow.arttube.ru/chto-my-znaem-o-hudozhnike-e-gone-shile/

Выставка рисунков Густава Климта и Эгона Шиле из собрания музея Альбертина (Вена) © ArtTube

  1. Некто 1917

Новая Третьяковка / 28 сентября 2017 – 14 января 2018

Названием выставки стали слова, которыми Велимир Хлебников закончил свои вычисления о времени падения государств, опубликованные в 1912 году в сборнике «Пощечина общественному вкусу».

Эту выставку, приуроченную к годовщине революции, Третьяковка готовила три года! Тут представлены в основном произведения, созданные как раз в 1917 году. Выставка ставит вопрос о месте искусства в переломную эпоху. Целью этого масштабного проекта является попытка приближения к пониманию всей сложной обстановки, общей картины этого важного в истории России времени. «Искусство перед неизвестной реальностью» –  таков выбранный кураторами девиз проекта.

В духе весеннего проекта про оттепель «Некто 1917» поделен на структуралистские разделы: «Мифы о народе», «Город и горожане», «Эпоха в лицах», «Прочь от этой реальности!», «Смутное», «Утопия нового мира», «Шагал и еврейский вопрос». Среди 147 экспонатов — большие имена: Петров-Водкин, Серебрякова, Родченко, Попова, Малевич, Кандинский, Шагал, Альтман, Юон и другие. Создатели выставки демонстрируют весь срез того времени, то, как представители разных направлений реагировали на изменения в мире. Именно это многоголосье и являлось характерной и одной из главных черт этой эпохи.

Подробнее о выставке: https://www.tretyakovgallery.ru/exhibitions/nekto-1917/

Выставка «Некто 1917» в Государственной Третьяковской галерее на Крымском валу

  1. Хаим Сутин. Ретроспектива

ГМИИ им. А.С. Пушкина / 24 октября 2017 – 21 января 2018

Выставка «Хаим Сутин. Ретроспектива» – первая в России, максимально полно представляющая творчество художника. «Сутин – художник одновременно счастливой и чрезвычайно трудной судьбы. Творчество мастера высоко ценилось при жизни, он не был забыт и после своего раннего ухода. С каждым годом имя Сутина привлекает все больше внимания как исследователей, так и коллекционеров», – говорит директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак.

Эта выставка стала примером плодотворного российско-французского межмузейного сотрудничества последних лет. Хотя ГМИИ им. А.С. Пушкина и Музей Орсэ связывает многолетняя дружба, для московского и парижского музеев выставка Сутина – первый масштабный совместный проект.

Уникальность проекта состоит в том, что организаторы представили публике не только работы Хаима Сутина, но и работы старых мастеров, которые повлияли на его художественный гений, и современных художников, которые испытали его влияние – в целом, более 60 произведений.  По мнению куратора выставки Сурии Садековой, Сутин обладал уникальным умением выбрать все самое революционное в каждой из эпох и каждой из школ. Невероятная экспрессивность живописи Сутина и драматизм его цветовой палитры вдохновляли художников последующих поколений американской и британской школ.

Российским зрителям предоставлена возможность увидеть шедевры классического, модернистского и новейшего искусства из крупнейших французских музеев: Музея Оранжери, Центра Помпиду, Музея современного искусства города Парижа, Лувра, Музея Пикардии.

Подробнее о выставке: http://www.arts-museum.ru/events/archive/2017/soutine/index.php

Выставка «Хаим Сутин. Ретроспектива» в ГМИИ им. А.С. Пушкина © kudamoscow.ru

  1. «Будет ласковый дождь» Такаси Мураками

ЦСИ «Гараж» / 29 сентября 2017 – 4 февраля 2018

Хулиган и представитель стиля нео-поп Такаси Мураками впервые представил свой масштабный проект на территории нашей страны. Выставка охватывает несколько периодов его творчества — с начала 1990-х годов до наших дней. Впервые помещая произведения Мураками в более широкий контекст японской культуры, выставка отдает должное многолетней работе художника, который переосмысляет и объединяет художественные традиции Востока и Запада.

Выставка состоит из пяти разделов, каждый из которых посвящен одному из феноменов японской культуры, освоенному в художественной практике Мураками. Проект демонстрирует результаты исследования художником некоторых особенностей национальной культуры и коллективного сознания: в его работах стирается граница между «высоким» и «низким», «элитарным» и «массовым», а различные медиа существуют в едином потоке образов.

Всего на выставке представлено более 80 работ художника — живопись, графика, полнометражные фильмы и анимация из музеев Токио и Канадзавы, японская гравюра и живопись из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина, различные артефакты из студии Мураками, а также фотографии и манги из Мемориального музея мира в Хиросиме.

Подробнее о выставке: https://garagemca.org/ru/exhibition/takashi-murakami

А о том, как понимать искусство Мураками, читайте в статье от Buro 24/7: https://www.buro247.ru/culture/arts/13-oct-2017-takasi-murakami-garage.html

Открытие выставки «Будет ласковый дождь» Такаси Мураками в ЦСИ «Гараж» © The Art Newspaper Russia

  1. Оттепель: лицом к будущему. Искусство Европы 1945–1968

ГМИИ им. А.С. Пушкина / 7 марта – 21 мая 2017

Эта выставка была приурочена к фестивалю «Оттепель», в рамках которого были организованы выставки еще в Государственной Третьяковской галерее и Музее Москвы. Кураторы представили колоссальную передвижную выставку, приехавшую в Россию из Германии, где была создана известными кураторами Петером Вайбелем и Экхартом Гилленом. Именно благодаря этой выставке произошло долгожданное событие – признание советского андерграундного искусства как европейского. В Россию выставка приехала в немного измененном виде, уменьшилось число экспонатов, но тем не менее, под крышей Пушкинского собрали более 200 произведений ведущих художников, творивших в 1940-1960-х гг. – Герхарда Рихтера, Георга Базелица, Марка Шагала, Александра Дейнеки, Пабло Пикассо, Ива Кляйна, Люсьена Фрейда, Фернана Леже, Отто Дикса, Вадима Сидура, Отто Мюля, Элия Белютина, группы Zero, Ханса Рихтера, Армана, Макса Бекмана, Анри Матисса и др.

Выставка была посвящена одной из сложных и событийно насыщенных вех в мировой истории – первым десятилетиям после Второй мировой войны. Экспозиция была поделена на семь разделов, которые раскрывают основные этапы развития послевоенного искусства: «Конец войны», «Скорбь и память», «Холодная война», «Борьба за мир», «Новый реализм», «Новый идеализм», «Конец утопии?».

Выставка «Лицом к будущему» в ГМИИ им. А.С. Пушкина © Daily.afisha.ru

  1. Эль Лисицкий. Ретроспектива

Еврейский музей и центр толерантности + Государственная Третьяковская галерея / 16 ноября 2017 – 18 февраля 2018

Выставка «Эль Лисицкий» – первая масштабная ретроспектива художника в России и совместный проект Еврейского музея и центра толерантности и Государственной Третьяковской галереи. Эль Лисицкий – один из ведущих художников русского и европейского авангарда, во многом определивший развитие архитектуры и дизайна XX века, изобретатель нового направления в искусстве, названного им «проуны» (проун — Проект утверждения нового). Выставочный проект состоит из двух частей и проходит одновременно на двух площадках – Еврейском музее и центре толерантности и в Новой Третьяковке. Зрителям представлено около 400 экспонатов из собраний российских и зарубежных музеев, частных коллекций. Выставка воссоздает творческий путь художника и знакомит со всеми этапами и направлениями в творчестве Лисицкого.

Доавангардный период творчества Лисицкого и работы, связанные с его деятельностью в Культур-Лиге представлены в Еврейском музее. Помимо них туда вошли его графические работы, например, знаменитый плакат «Клином красным бей белых», а также проуны, фотоколлажи, типографика, фотомонтажи, рукописи и документальные фотографии.

В залах Третьяковcкой галереи выставлено около 200 работ, среди которых проуны и архитектурные проекты, эскизы проектов выставочного дизайна, фотографии из коллекции галереи. Здесь впервые в России показаны шесть живописных проунов Лисицкого из крупнейших зарубежных собраний – в отечественных музеях нет ни одной живописной работы художника. Эти произведения Лисицкий создал в Германии в начале 1920-х годов, куда он был направлен для налаживания художественных контактов, где, кстати, подружился с дадаистом Куртом Швиттером, который создавал похожие объемные коллажи.

Выставка на двух площадках представляет зрителям Лисицкого как художника-универсума, сочетающего в себе живописца, книжного графика, дизайнера, архитектора, типографа и фотографа.

Подробнее о выставке: https://ellisitsky.ru/

Выставка «Эль Лисицкий. Ретроспектива» © Еврейский музей и центр толерантности

  1. Система дизайна в СССР

Всероссийский музей декоративно-прикладного искусства / 22 ноября 2017 – 28 января 2018

Сейчас тема советского дизайна очень актуальна, и одним из популяризаторов этой темы в России и за рубежом выступает Московский музей дизайна во главе с Александрой Саньковой.  22 ноября в Центре моды и дизайна открылась выставка «Система дизайна в СССР». Экспозиция рассказывает посетителям о деятельности различных конструкторских бюро и дизайн-служб в 1960-1980-х годах. В состав экспозиции вошли редкие фотографии из архива МИА «Россия сегодня», выступившего генеральным информационным партнером мероприятия.

Это первая выставка, которая показывает, как функционировала система дизайна в СССР в 1960-1980-е годы, рассказывает о деятельности важнейших институтов, конструкторских бюро и дизайн-служб на заводах и фабриках, работавших в области художественного конструирования и технической эстетики, их взаимодействии и роли в развитии промышленного производства.

На выставке представлено более 500 экспонатов: мебель, посуда, одежда, книги, чертежи, плакаты, открытки, альбомы, этикетки, созданные на известных предприятиях – «Зенит», ЗИЛ, ВАЗ, ЛОМО и многих других, а также архивные материалы (фото, видеохроника, рукописи, автографы).

Подробнее: http://vmdpni.ru/data/events/2017/11/sistema_dizayna_v_sssr/index.php

Выставка «Система дизайна в СССР»  © МИА «Россия Сегодня»

  1. Цай Гоцян. Октябрь

ГМИИ им. А.С. Пушкина / 13 сентября – 12 ноября 2017

Пушкинский музей в этом году был очень щедр на масштабные проекты. Выставка китайского художника Цая Гоцяна не исключение. Вдохновившись 100-летием Великой революции Цай Гоцян создал серию работ специально для Пушкинского музея. В них художник размышлял о роли личности отдельного человека в мировой истории, а также о взаимосвязях между личными мечтами и коллективными идеалами. Этот проект оказался действительно очень грандиозным, и не только потому, что художник впервые в России представил свое «пороховое» искусства. Причина в другом – академический музей позволил художнику распространить свое искусство по всему выставочному пространству, но и, в прямом смысле, вне его. Инсталляция «Осень» — первое, что видел посетитель выставки. Она располагалась у входа в музей. Это метафорическая гора, основа которой — детские кроватки и коляски, из которых прорастают десятки молодых берез. Музей выращивал деревья в питомнике специально для выставки, а кроватки и коляски музею пожертвовали жители Москвы. «Эти детские коляски символизируют мечты, детство, социалистическую утопию в сердцах людей», — говорил художник. Это был своеобразный эксперимент и очень смелый, на который пошло руководство музея.

Над главной лестницей музея Цай Гоцян растянул шелковое полотно, на котором порохом была выведена цитата из «Интернационала»: «Никто не даст нам избавленья: ни бог, ни царь и не герой». Дальше художник представил инсталляцию «Земля», которая была создана из сухих растений. Советские символы были скрыты среди колосьев, но они отражались в зеркальной поверхности над ними.  Эта инсталляция символизировала русскую ниву, художник хотел воссоздать ощущение тайны, которое возникало у него в детстве при просмотре советских фильмов.

По бокам от инсталляции находились два полотна, выполненные художником в его знаменитом «пороховом стиле» – «Река» и «Сад». Черно-белая «Река» символизирует поток ушедших воспоминаний. Красные маки и гвоздики на цветном полотне «Сад» расположены рядом с советскими пропагандистскими плакатами – это воплощение идеалов прошлого.

Кульминация выставки — видеопроект «Октябрь. Дневные фейерверки на Красной площади»: в небе над главной площадью страны один за другим взрываются огни под музыку Петра Чайковского. Завершался перформанс 100 секундами залпов, которые оставили после себя огромное белое облако, медленно уносимое ветром.

Выставка «Цай Гоцян. Октябрь» в ГМИИ им. А.С. Пушкина © Ведомости

Текст: Анастасия Бойе