Искусство из Владивостока: независимый кураторский проект «Свернутое измерение» в ЦСИ Винзавод

До 18 декабря в Центре современного искусства Винзавод можно увидеть выставку «Свернутое измерение» – проект документирует реалии и мироощущение жителей села Тигровой в Приморском крае на Дальнем Востоке. Экспозиция выставки собрана из фотографий домов и жителей села, окружающих пейзажей и переписок в групповых чатах, где люди делятся своими историями, радостями и рассказами о том, что их беспокоит. Цель проекта – сделать видимым маленькое, почти не поддающееся обнаружению «свернутое измерение» Тигрового, дать возможность зрителям заглянуть в сохраненный мир одного из самых отдаленных регионов России.

Этот независимый кураторский проект отобран экспертной комиссией по результатам опен-колла  который ЦСИ Винзавод проводил с июля по сентябрь 2022 года. Поддержка кураторов и независимых сообществ – своевременная инициатива Фонда Винзавод по поддержке творческого сообщества, которая позволяет в реальном времени увидеть действующие и талантливые проекты.

ЦСИ Винзавод предоставляет кураторам и творческим объединениям площадку для свободного самовыражения в формате экспериментальных выставочных проектов. Это возможность для участников арт-сообщества представить свои кураторские проекты перед экспертной аудиторией и широкой публикой, а также шанс успешно интегрироваться в профессиональное арт-сообщество.

Мы поговорили с авторами проекта петербургским куратором Екатериной Седых и художницей из Владивостока Елена Никитина о разнице арт-сферы в столице и на Дальнем Востоке России, о квантовой физике в искусстве и больших мечтах.


Экспозиция выставки. Фото Денис Лапшин

Екатерина Седых, куратор

— Поделитесь «взглядом изнутри» – как устроена культурная индустрия за пределами Москвы и Санкт-Петербурга?

На устройство и развитие культурной индустрии влияет много факторов, в том числе и локальный контекст.
Владивосток – энергичный город, в котором работают достаточно прогрессивные культурные институции. Возможно, удаленность от центральной части России, закрытость города как военного порта с 1952 по 1992 годы не позволяют выстраивать параллели со столичными художественными процессами, но внутри творческих кругов жизнь была и остается активной и интересной.

— Как аудитория во Владивостоке воспринимает современное искусство? Как она на него откликается?

Владивостокский зритель активен в посещении выставок, где бы они ни проходили, в государственных музеях, частных институциях или самоорганизующихся площадках. Выставки часто сопровождаются параллельными образовательными программами. Современное искусство не воспринимается как нечто непонятное и чуждое, скорее аудитория готова посмотреть и дать оценку тому или иному проекту. Владивосток сам по себе очень прогрессивный город.

— Проект «Свернутое измерение» был впервые показан в галерее «Арка» во Владивостоке. Какую реакцию он вызвал тогда?

Проект готовился для презентации в галерее «Арка» и был показан в апреле 2022 года. Зритель, художественное сообщество проявили активный интерес к выставке. Положительная реакция представителей СМИ, посетителей выставки подтвердила актуальность проекта.

Из отзывов: «Тексты жизнеутверждающие, читая их – слышишь голоса местных жителей».

— Расскажите о вашей кураторской концепции этого проекта.

На самом деле, она проста – делать видимым интересные вещи, мне очень нравится понятие серендипити – я, наверное, и прикладываю его ко всем своим проектам.

Хотя наша деревня и отрезана от остального мира (маленькая, почти не поддающаяся обнаружению, свернута в экзотическую форму) – мир ближе к ее порогу, чем если бы она находилась в гуще событий. И в этой ее жизни ничего не меняется.

— Что лично для вас этот проект означает? Что вы хотели им выразить?

Это как продолжение быть увиденным. Своеобразная опора как в замечательном проекте «Не держи меня».
Проекты кураторов и независимых сообществ – это действительно очень важная инициатива Фонда Винзавода, которая дает возможность показать региональный проект в одной из главных институций страны – это вдохновляет на новые достижения.

Елена Никитина, художница, соавтор проекта

— Почему для вас важен этот проект? Что вы хотели им выразить?

Мне хотелось пристально посмотреть на окружающую жизнь и попробовать показать, чем отличается эта жизнь в маленьком свернутом измерении от жизни в большом городе. Когда ты видишь людей близко, ты хорошо их знаешь, когда участвуешь в этой жизни – хочется показать это изнутри.

Люди в деревне очень честно, прямо выражают свои мысли, делают это с юмором, они очень умные – и не важно, что они иногда не очень хорошо одеты, не по-городскому. Получились такие истории о жизни, которые скорее всего напоминают даже не визуальное искусство, а книгу. Для меня это проект – книга, и даже была мысль издать ее, потому что очень много историй еще не вошло в тот проект, который был выставлен на Винзаводе и во Владивостоке.

— Какое место проект «Свернутое измерение» занимает в вашем творчестве?

Этот проект для меня особенный. У него больше социальная направленность – это исследование жизни обитателей отдаленной деревни. У меня был только еще один проект «Дом 12» в 2006 году, который тоже был посвящен социальной теме.

В основном, у меня проекты более абстрактные, я интересуюсь такими темами как science art, квантовая механика, квантовая теория. Я занимаюсь живописью, графикой, делаю объекты из различных материалов.

Фотографией я не занимаюсь прицельно. Этот проект получился благодаря обстоятельствам – я уехала из города и стала жить в деревне. Это результат глубокого погружения в сельскую среду: я работала над этим проектом около трех лет, поэтому он такой особенный.

— Какие темы в искусстве как художника волнуют вас прямо сейчас?

Я всегда интересовалась устройством мира. В 2009 году я сделала проект «В космосе нет углов» о космических объектах, следующий мой проект был на темы из ядерной физики и квантовой теории.

Моя самая большая и очевидно невыполнимая мечта – познать, как устроен мир. Понять, как все устроено прямо – от самой маленькой частицы и до самой далекой звезды.

Мне всегда интересны сферы, в которых человек превосходит человеческие возможности. Например, покорение Антарктиды – это нечто, превосходящее наше представление о природе людей. Мне нравятся необычные идеи, совершенно не вписывающиеся в нашу повседневную жизнь.

Если говорить о проекте «Свернутое измерение» – это больше интеллектуальное размышление, чем визуальное.

— Как устроена художественная сфера во Владивостоке и какая разница с Москвой и Санкт-Петербургом?

Мне трудно судить, потому что Владивосток находится в 2000 километрах – если по железной дороге и в 6000 км – если на самолете от Москвы, а я никогда не жила долго ни в Москве, ни в Санкт-Петербурге, чтобы глубоко понимать, как там устроена сфера искусства.

Мне кажется, что все примерно одинаково: что в Москве, что во Владивостоке. Есть музейные институции, частные галереи, независимые художники. Разница в масштабе, потому что Владивосток небольшой город: у нас нет так много музеев, так много художников.

При этом во Владивостоке сильная школа живописи, которая всегда там была. У нас удивительная мощная природа: море, сопки, ветра, солнце – все это влияет на художников. Владивосток всегда был независимым город, в нас есть мятежность духа: этим мы отличаемся.

— Что значит для вас выставка в ЦСИ Винзавод?

Я очень рада, что наш проект выбрали, и мы с Екатериной Седых получили возможность показать свой проект на Винзаводе – в институции, которая во Владивостоке на слуху как известный центр современного искусства.

Для нас это очень важно, мы благодарны, что нас выбрали. И, конечно, это новое пространство – все непривычно, очень большая ответственность. Я волновалась, но благодаря помощи сотрудников Винзавода все прошло хорошо. Это новый этап, который заставляет задуматься о проектах в будущем.

— У вас есть проект мечты? Что вам хотелось бы реализовать?

Мечта – это что-то неосуществимое. Мы мечтаем, но знаем, что никогда не сможем этого осуществить. Каждый проект должен созреть. Мне очень нравится, когда проект не мимолетный, а когда он прожит – ты о нем долго размышлял и, скажем, десять лет потратил на изучение темы. Тогда за этим будет стоять смысл – зритель это чувствует, а художник получает удовлетворение.