Интервью с Александром Зайцевым

Александр Зайцев — активный участник современного художественного процесса, черпающий вдохновение в среде большого города. Именно урбанистическим ритмам посвящена его выставка «Городской ландшафт», которая проходит в Музее АРТ4. ArtTube пообщался с молодым художником о творческих планах, влиянии среды и, конечно, об искусстве.

Как Вы поняли, что хотите стать художником?

Как я понял? Вообще ещё в самом раннем детстве мне нравилось рисовать на обоях, нравилось просто раскрашивать их карандашами. Тогда я не задумывался про то, что я хочу стать художником, но отчётливо почувствовал, что от рисования я получаю кайф. Потом, чуть позже, меня увлекли раскраски. Мне нравилось иногда заходить за края, а иногда чётко придерживаться правил, наверное, это первый осознанный опыт работы с материалом. В этот же период я познакомился с мелом и стал рисовать по асфальту; не думая о форме, я водил мелом по асфальту и стенам детского сада, потом смотрел на то, что получается, и придумывал, чем может быть это беспредметное изображение, как сказал бы я сейчас – интерпретировал его, впоследствии я стал применять такую технику с карандашом и бумагой.  В начальной школе родители отдали меня заниматься в изостудию, там уже началась работа с преподавателем, осознанная работа с формой, содержанием и материалом.

Думаю, это череда событий и привела меня к мысли про «я – художник», наверное, они были первыми. Робкими, но первыми.

Как опыт работы в архитектурном бюро повлиял на Ваше художественное видение и приёмы?

Этот опыт научил меня видеть архитектурное пространство, не как само собой разумеющийся объём, а как некий код, в который заложены смыслы, эмоции, чувства. Этот опыт помог понять, что любое пространство, будь то рукотворное или природное, несёт за собой очень сильную энергию и что эта энергия напрямую влияет на меня, да и на всё в целом.

Приёмы вытекают от конкретной задачи, иногда нахожу для себя интересные фактуры или сочетания, а иногда просто игнорирую их.

Вообще каждое действие несёт за собой опыт, главное суметь его осмыслить. Например, опыт обучения в строительном университете влюбил меня в архитектуру, как и укрепил мою любовь к искусству, а работа в столярной мастерской позволила понять, насколько тёплый и интересный материал дерево.

 Выставка «Городские ландшафты» связана с урбанизмом, повторяющимися ритмами города. Как Вам удаётся найти вдохновение в городском пространстве?

Для меня это мир в мире. Есть глобальный мир – наша планета, а на ней мы уже выстраиваем свои мирки, как микрокосмос, в котором нет предела для погружения. Тут вдохновение повсюду, просто настраиваешь оптику, и ему нет придела. Вдохновение в самой архитектуре, во взаимоотношении людей и пространства, взаимоотношении людей друг с другом.

 Какие художественные техники и приёмы Вы используете?

Вообще я люблю смешивать медиа. Так получилось, что в последнее время я работаю с живописью, но часто сама основа для неё появляется при работе с компьютером или мобильным устройством.

Люблю случайность — когда работа получается произвольно. Например, работаешь над одной картиной, от неё остаются расходные материалы, которые, в свою очередь, становятся полноценным произведением и иногда увлекают меня гораздо сильнее. Например, палочки которыми я мешаю краски, становятся скульптурой, или использованная малярная лента становится частью нового, совсем не запланированного произведения.

Понимание техник и приёмов я когда-то сформулировал для себя так: время диктует материалы.

Например, проблематику и сюжет нахожу в Инстаграме, потом печатаю изображение и дорабатываю красками, а потом при помощи мобильного приложения уже взаимодействую с картиной и закидываю новое изображение обратно в социальные сети.

Если бы у Вас была возможность обратиться к своим зрителям, что бы Вы им сказали?

Сложный вопрос. Мне кажется, за меня говорят мои работы.

Что мотивирует Вас заниматься искусством?

Познание мира и любовь.

Как к Вам приходят идеи о создании той или иной работы?

Как-то само собой. Мне нравится, когда идеи приходят легко и случайно.

Какие выставки впечатлили Вас в последнее время?

Одно из самых сильных впечатлений на меня произвела выставка в Пушкинском музее, «Лицом к будущему. Искусство Европы 1945-1968». Сильная и тяжёлая выставка, отлично собранная. После нее я долго приходил в себя. Вообще в Пушкинском часто интересные проекты делают, это мой любимый государственный музей в России. Люблю туда ходить, только на несколько картин смотреть. Завёл для себя такую практику: выбираешь несколько произведений и идёшь к ним целенаправленно, не обращая внимание на другие работы. Очень цельная встреча с искусством получается.

Ещё запомнил выставку ЗИПов в ММОМА на Ермолаевском  и выставку Ели Кука во VLADEY.

И «геометрия настоящего» в VAC: супер звук и разворот к саундарту лицом, сердце растаяло.

Из прошлого до сих пор из головы не выходит выставка Джефа Кунса во Франкфурте — скульптура и живопись.

Над чем Вы сейчас работаете?

Работаю над побочными результатами процессов, когда идёшь к одному, а в процессе работы случайно замечаешь что-то, и приходишь к совсем другому.

Ещё над серией «Форма массы». Здесь я фиксирую момент загрузки изображения в социальной сети Инстаграм, преобразовываю этот момент в абстрактную форму, в самостоятельный графический объект. Такая игра с индивидуальной историей, её обезличивание и вскрытие её художественного потенциала и работа с коллективной памятью. Сам процесс загрузки становится художественным актом.

Всё это хочу попробовать смешать с дополненной реальностью. Основу беру в социальной сети, перевожу в аналог, а потом при помощи приложения уже новое обработанное изображение закидываю обратно в соцсеть. Так создается круговорот цифрового-аналогового-цифрового, общего-частного-общего.

Также продолжаю заниматься «городскими ландшафтами». Это долгий проект, он видоизменяется, но не думаю, что он закончится в ближайшей перспективе.

Автор интервью: Альбина Кудрякова

Фотографии предоставлены Музеем АРТ4