В Москве прошел четвертый выпуск ярмарки современного искусства |catalog|

Четвертый выпуск ярмарки современного искусства |catalog| прошел в Москве с 28 по 30 ноября 2025 года. Участие в нем приняли 60 российских галерей, среди которых XL Галерея, pop/off/art, Ruarts Gallery, Marina Gisich Gallery, Anna Nova, TRIUMPH, KGallery, a—s—t—r—a, FUTURO GALLERY, MYTH, ПиранезиLAB, Jessica Gallery и другие. Площадкой впервые стал жилой квартал «Золотой» на Софийской набережной. Ярмарка инициирована и организована галеристами Александром Шаровым (11.12), Дмитрием Ханкиным (Триумф), Алиной Крюковой (a—s—t—r—a), основателем ЦСИ Винзавод Софьей Троценко, и проводится при поддержке Ассоциации галерей, которая в этом году отмечает свое пятилетие.

Стратегическим партнером ярмарки современного искусства |catalog| выступил Wildberries, представивший инсталляцию на тему «Идеальный подарок — это искусство». Ярмарка прошла при поддержке девелопера Capital Group, Генерального партнера Альфа-Банк, партнера МТС Live, компании OAO «РЖД», бренда restore:. Образовательный партнер ярмарки — школа masters. Официальная вода ярмарки — edis. Гастрономическим партнером выступила Азбука вкуса. За настроение на ярмарке отвечал партнер Beluga, предлагая гостям авторские коктейли. За четыре дня работы |catalog| посетили более 15 тысяч человек, включая слушателей публичной программы.

На ярмарке было продано более 400 работ, некоторые галереи закрыли более 50 сделок и несколько раз сменили экспозиции на стендах. Галеристы отметили появление новых коллекционеров и потенциальных покупателей. Cреди зафиксированных рекордных продаж — объекты «Менора» Олега Доу (галерея a—s—t—r—a, 2 000 000 рублей) и «Faun’s Flesh» Марии Кошенковой (Heritage Art Gallery, 17 000 евро), работа Евгения Севастьянова «Похищение Европы» («Восточная галерея», 1 500 000 рублей), произведение «Дриада» арт-группы crocodilePOWER (Marina Gisich Gallery, 12 000 евро) и «Портрет Пинокио» Игоря Макаревича (Pogodina Gallery, 1 000 000 рублей).

Четвертый выпуск ярмарки |catalog| обращался к теме потребления в культуре и изучал процесс, в котором искусство, становится частью повседневной жизни, а коллекционирование и меценатские жесты — естественными практиками и образом жизни. Эту идею поддержала дискуссионная программа ярмарки, разработанная совместно с школой masters. Одним из ее фокусов стал разговор о том, как сегодня формируется новая культура поддержки искусства и почему современные стратегии меценатства имеют молодое лицо.

Галереи и художники
В четвертом выпуске |catalog| приняли участие 60 галерей. Свои стенды представили как члены АГА, так и другие галереи, которые приглашались экспертным советом, состоящим из учредителей ярмарки: 11.12 GALLERY, Anna Nova, ART&BRUT Gallery, ARTSTORY, ARTZIP, ASKERI GALLERY, a—s—t—r—a, Atelier CHOUTKO, Art Object Gallery, Beriozka Gallery, FINEART GALLERY, FUTURO GALLERY, Grabar Gallery, Heritage art gallery, Hidden Place, HSE ART GALLERY, InGallery, Jessica Gallery, K35, KGallery, Lumiere Gallery, Marina Gisich Gallery, MSCA x ЛЕЩУКФОНД, MSK EASTSIDE GALLERY, MYTH, OVCHARENKO, PA Gallery, PENNLAB GALLERY, Pogodina Gallery, pop/off/art, Postrigay Gallery, Reloft Art, Ruarts Gallery, ROBINEAU ART, Set Projects, Shift, SISTEMA GALLERY, Syntax Gallery, Totibadze Gallery, TRIUMPH, (un)seen by newnow, Ural Vision Gallery, VLADEY, Voice Gallery, VS Gallery, XL Галерея, YOOMOOTA, БИЗОN, «Восточная галерея», Галерея 9Б, Галерея «Арка», Галерея Гридчинхолл, Галерея «КультПроект», Галерея «Мирас», Галерея «Пальто», Е.К.АртБюро, КРОКИН галерея, ЛУЧ, ПиранезиLAB, ЦВК Béton.

Галереи представили работы более 200 художников, в числе которых Эрик Булатов, Олег Целков, Анатолий Зверев, Владимир Янкилевский, Борис Свешников, Петр Беленок, Игорь Макаревич, Павел Пепперштейн, Юрий Альберт, Никита Алексеев, Валерий Кошляков, Владислав Мамышев-Монро, Леонид Тишков, Ольга Тобрелутс, Ирина Корина, Ринат Волигамси, Андрей Бартенев, Виктор Алимпиев, Алексей Каллима, Валерий Чтак, Леонид Цхэ, Владимир Логутов, Егор Кошелев, Влад Кульков, Пётр Дьяков, Олег Доу, Алина Глазун, Ульяна Подкорытова, Сергей Карев, 0331с, Вова Перкин, Кирилл Котешов, Полина Рукавичкина, Вера Светлова, Маша Ша и другие.

Особым акцентом зимнего выпуска |catalog| стало представление одного нового имени от каждой галереи без ограничений возраста авторов. Это сняло у художников старшего поколения барьер на участие в современных процессах, но при этом не отменило дебютов молодых авторов. Среди новых имен галеристы представили: Александра Мортаева, Анастасию Нестеренко, Дарью Шарову, Ольгу Цимболенко, Сергея Макарова, арт-группу «Четвертая высота», Марину Бусел, Веронику Смирнофф, Сашу Винер и других. Из их числа партнеры ярмарки выбрали художников для дальнейших коллабораций.

Пятилетие Ассоциации галерей
За пять лет Ассоциация галерей выросла из инициативы галеристов в крупнейшее профессиональное объединение галерей в России. Сейчас членами АГА являются 41 галерея из 8 городов страны, что отражает почти двукратный рост состава и значительное расширение географии. Ассоциация создала единое профессиональное пространство для обмена опытом, совместных проектов и выработки общих правил работы на рынке. Одним из ключевых направлений деятельности Ассоциации стало формирование профессиональных стандартов и юридических инструментов для участников рынка. Совместно с коллегией адвокатов Delcredere был разработан первый отраслевой набор юридически корректных шаблонов для стандартизации деловых процессов: пакет из 14 типовых договоров и соглашений, применимых к отношениям галереи с художником, коллекционером, дилером и другими галереями. Ассоциация галерей разработала ряд важных документов, которые опубликованы на официальном сайте АГА: «Арт-рынок и особенности ценообразования», «Профессиональные и этические стандарты работы арт-дилера и арт-консультанта на российском арт-рынке»; «Формальные аспекты ценообразования в тиражном искусстве: фотография и печатная графика».

26 ноября в жилом квартале «Золотой» состоялась конференция «AGA TALKS: кризисная стратегия и перезагрузки арт-рынка», на которой были представлены результаты масштабного исследования арт-индустрии в России, проведенного совместно с компанией «Пачоли Консалтинг». Исследование показало ключевые точки роста и уязвимые места отрасли, а также позволило оценить российский рынок в сравнении с международными практиками. Сейчас документ доступен на сайте Ассоциации галерей.

Во время ярмарки |catalog| Ассоциация также представила «маршрутную карту коллекционера» в ограниченном тираже — инструмент для осознанного вхождения в арт-рынок. Она объединяет профессиональные документы и помогает ориентироваться в ключевые вопросах, делая погружение в коллекционирование системным и продуманным. В издание включены кодекс профессиональной этики участников арт-рынка, ценообразование искусства, стандарты арт-консультации, правила коллекционирования тиражного искусства.

Образовательная программа
Тему этого выпуска ярмарки поддержала дискуссионная программа, разработанная совместно с школой masters. В течение двух дней (29 и 30 ноября) программа объединяла галеристов, художников, архитекторов, исследователей, философов и коллекционеров, чтобы поговорить о людях и идеях, которые меняют сегодняшний культурный ландшафт. Площадкой для встреч стало новое пространство, открывшееся в честь десятилетия школы, — masters:dom.

Первый день (29 ноября) был сосредоточен на тех, кто поддерживает культуру из внутреннего стремления быть частью ее движения: в дискуссиях «Меценатство из среды: люди, формирующие индустрию», «Философия меценатства. Открытый горизонт» и «Новые стратегии меценатства» участники обсудили феномен меценатства как личной ответственности и новые модели филантропии среди разных поколений.

Второй день (30 ноября) обращался к вопросу, который становится ключевым для современной культуры: как взять на себя ответственность за ее будущее уже сейчас. В рамках встреч «Хочу поддержать музей, что делать?» и «Как формируется эстетический вкус: вовлечение людей» эксперты поговорили о взаимодействии частных инициатив и институций, роли вкусa как способа видеть мир и о том, как индивидуальный интерес превращается в общее дело. Впервые на ярмарке дети смогли не просто смотреть на современное искусство, а стать его частью.

Зона |сatalog| KIDS была реализована при поддержке онлайн-платформы Выставки.Арт. Программу подготовили проекты Винзавод.дети и KidsArtWeekend. На арт-прогулках Арт-Клуба KidsArtWeekend «Мама, я буду коллекционером!» участники отправились в увлекательное путешествие по миру арт-рынка. Они узнали, что такое современное искусство и каким образом устроен арт-рынок. Дети почувствовали себя настоящими коллекционерами и выбрали то, что, по их мнению, будет актуально в будущем. В мастерской Винзавод.Дети юные гости смогли раскрыть свои творческие таланты: собрать первую персональную выставку, создать яркий зин и внести свой вклад в коллективную «Книгу впечатлений» ярмарки — с секретными окошками, подвижными элементами и тактильными фрагментами. Программа была рассчитана на посетителей от 5 до 14 лет и проходила 29-30 ноября 2025 года в Жилом квартале «Золотой» на Софийской набережной.

Специальные проекты
В этом году ярмарка продолжила специальный проект |catalog| limited edition — это закрытый тираж (100 экз.) подписанных автором печатных произведений искусства, который представляет в перспективе коллекционную ценность. В рамках четвертого выпуска совместно с проектом masters была представлена лимитированная тиражная графика Владимира Абиха «Лучше чем ничего» (2025). В контексте темы коллекционирования и меценатства этого выпуска работа отсылала к идее маленьких шагов и жестов поддержки, из которых складывается большая культурная экосистема. Каждый такой поступок — будь то внимание к искусству, участие в его обсуждении, поддержка конкретного художника, вклад в изучение научной темы или приобретение работы — становится вкладом в общее движение и формирует пространство, где искусство становится естественной частью повседневности.

Генеральный партнер ярмарки Альфа-Банк представил интерактивное пространство, в котором все гости смогли бесплатно сделать гравировку на банковские карты в дизайне, разработанном художниками-участниками |catalog| — Анатолием Акуе и Максимом Савва. Бренд-зона МТС Live объединила героев русской сказки и культовые art toys — с выставками «Жили-были: Царство русской сказки» и «Super Toys. Искусство внутри», создавая яркое пространство на стыке фольклора и современного искусства.

Для системной поддержки художников, работающих в сфере медиа-арта бренд электроники restore: в 2016 году создал проект restore:digital art — пространство для диалога между искусством и цифрой, объединяющее конкурс молодых авторов и выставочные инициативы. В рамках этого проекта restore: совместно с диджитал-художником Аристархом Чернышевым представил на |catalog| работу «Человек цифровой». Это художественное исследование нового типа опыта, рождающегося на стыке биологии и технологий. Проект показал современного человека как часть единой цифровой экосистемы: в инсталляции были использованы устройства не только Apple, но и других ведущих технологических брендов, каждый из которых стал элементом персональной цифровой среды. Идея «Человека цифрового» перекликается с философией restore:, олицетворяющей стремление к инновациям и свободе выбора. Компания остается проводником в мир технологий, открывая пользователю пространство для самовыражения и создания индивидуального цифрового мира.

Официальная вода ярмарки edis представила вторую лимитированную серию бутылок в коллаборации с художницей Яной Серобабиной, выбранной среди новых имен предыдущего выпуска ярмарки. Серия бутылок стала продолжением инициативы edis и |catalog| по поддержке молодых художников, начатой в апреле 2024 года, когда в основу коллаборации легла работа «Палм Принц» Ильи Кутобоя. Художники получают грант от edis, а их произведения выходят за пределы мастерских, выставок и частных коллекций.

В этом году гастрономическим партнером выставки |catalog| выступил бренд Азбука вкуса — российская сеть супермаркетов, ставшая экосистемой питания с собственными фуд-технологиями и сервисами. С самого основания «Азбука вкуса» развивала культуру еды и создавала гастрономические впечатления для клиентов через уникальные продукты и предложения. Сегодня приверженность к искусству и поддержке культурных инициатив — естественное продолжение философии бренда: стремления создавать эмоциональный опыт покупателей и объединять людей вокруг вкуса и эстетики.

Отзывы

Чтобы оставить отзыв, авторизуйтесь

Авторизоваться

Оставить отзыв