«Зин — это максимально свободный формат»

Выставка скетчбуков, зинов и самиздата в Самаре

В Самаре в ЦСК «Нулевая комната» проходит выставка «Редкие вихри», где представлено около 40 материалов самиздата, в том числе зины. Часть из них была создана в Лаборатории самиздата в рамках фестиваля «Букноль», остальные отбирались по результатам опен-колла, на который было прислано около 200 заявок со всей России. Об этом проекте, а также о том, зачем сегодня нужен самиздат и почему он так популярен, мы поговорили с художником Ильей Борзуновым, который курирует выставку, а также с участниками проекта Александром Самойловым и Ириной Иониной.

В 2023 году в ЦСК «Нулевая комната» прошел первый фестиваль издательского дела «Букноль», где независимые издательства презентуют книжные новинки, художники и иллюстраторы создают зины. А в 2024 году прошлом уже второй, в рамках которого проводилась Лаборатория самиздата, где участники создавали зины, часть из которых и попала на выставку. Как появился этот фестиваль? И почему именно тема самиздата вас интересует?

Илья Борзунов: В Самаре сейчас, по сути, нет отдельных независимых книжных магазинов, и, если вы ищете книги, связанные с современной культурой, философией, искусством и подобным, найти их можно только в не многих местах. Либо, если повезет, в больших сетевых книжных, где таких книг не очень много, обычно самые базовые, либо во временном офисе галереи «Виктория», где выбор побольше, но тоже не как, допустим, у той же «Смены» в Казани. Это в том числе и наша боль в команде «Нулевой комнаты», так что о книжном фестивале мы думали, наверное, с самого основания. И вот в прошлом году получилось это осуществить, а в этом расширить. Самиздат и в рамках Лаборатории, и на выставке понимается в достаточно широком смысле. Это штучные и малотиражные произведения в формате книги/страничного издания. В таком смысле самиздатом можно назвать и зины, то, чем занимаются самоорганизация «Низина» или платформа для распространения и архивации зинов «Дзинь». Самиздат, зин заинтересовали нас как формат максимально доступный для авторов, с которым можно поработать в течение нескольких дней на Лаборатории и создать цельное произведение. 

Стоит отметить, что самиздат довольно популярен в России. А в чем причина, на ваш взгляд? 

Илья Борзунов: Если говорить про формат зина, то он привлекает, как мне кажется, доступностью, свободой в создании и распространении. Это то, что ты можешь сам придумать, сделать, сверстать, напечатать и распространить. Это цельное произведение, готовое к употреблению, которое помещается в сумку и может быть всегда с тобой, может передаваться, перемещаться из города в город. Я очень люблю книги и, как художник, всегда завидовал этим их способностям.

Ранее, в советские годы, главной целью самиздата было противодействие цензуре, а что сейчас? Какие функции он выполняет?

Илья Борзунов: Советский самиздат — это очень конкретное явление, в достаточно конкретном контексте времени. На выставке и Лаборатории мы понимаем самиздат намного шире, скорее как просто логику создания и распространения произведения. 

Александр Самойлов: На мой взгляд, на сегодняшний день самиздат выполняет некую функцию коммуникации. Это способ диалога между создателем и читателем, даже диалога между поколениями. Зин — это душевный проводник, способный сказать многое, даже без отсутствия письменной информации. Это создатель ощущений и эмоций, сеющий в нас ростки новых мыслей.

Ирина Ионина: Если говорить про искусство, то сейчас, мне кажется, использование формата малотиражного авторского издания — это, во-первых, тенденция к мультидисциплинарности. Помимо этого, зин — удобный способ фиксации проектов, которые не являются предметно-ориентированными.

Поговорим о выставке «Редкие вихри». Как отбирались авторы, представленные на выставке? 

Илья Борзунов: Часть, как уже говорилось, участвовали в Лаборатории самиздата, остальные отбирались по опен-коллу со всей России. На выставке представлены авторы от Санкт-Петербурга до, наверное, Читы. Мы получили около двухсот заявок, и я старался отбирать работы, не замыкаясь на чем-то одном визуально, технически или содержательно. Отбирал самые интересные работы разных типов, содержания, фокуса интереса. Зин — это максимально свободный формат, и не хотелось ограничиваться работами, которые в строгом смысле можно назвать (современным) искусством. Тут есть и дизайнерские зины, и журналы, фотокниги, скетчбуки и много чего еще. На выставке представлено около сорока работ. Как я уже сказал, мне было важно не концентрироваться на каком-то конкретном визуальном или содержательном единстве, поэтому работы здесь самые разные. От очень минималистичных зинов из сложенного листа А4, отпечатанного на принтере, которые делали участники Лаборатории вместе с тьютором Александром Веревкиным, до такого спекулятивного, стилизованного под научную статью или дипломный проект зина про фасадную сетку Ирины Иониной, собранного из разных материалов, или зина в формате свитка про музыканта Папу Срапу. От очень миниатюрной работы «Мои насекомые» Максима Якунина до огромной коллективной фотокниги, тоже сделанной в рамках Лаборатории. Техники, темы, оформление и визуал тут очень разные.

Ирина, Александр, расскажите, пожалуйста, что вы представили на выставке?

Ирина Ионина: Как уже сказал Илья, на выставке представлена моя работа «Основные методы и принципы использования фасадной сетки, их анализ и классификация» — это своеобразный манифест, ключевая работа к проекту «Неонеорусский стиль», с которым работаю сейчас. В проекте создается миф о становлении нового стиля, в котором фасадная сетка является неотъемлемой частью культуры и основным выразительным средством «неонеорусского стиля». В проекте я работаю с разрушающимися деревянными дачами и усадьбами, зачастую являющимися объектами культурного наследия. Строительная фасадная сетка — материал, которым завешивают здания, подлежащие реставрации. Она служит одним из главных материалов в реставрационной процедуре, названной «консервация». Это процедура, которая производится со старыми зданиями, призванная сохранить тот облик здания, в котором они дошли до нашего времени. Следом за этой процедурой должна идти реставрация, однако обычно все зависает на консервации. И очевидно, что фасадная сетка не справляется с функциями сохранения деревянного здания, и оно продолжает гнить под сеткой. Сама книга, представленная на выставке, — это статья, стилизованная под научную работу. Текст, написанный научным языком, нарочито абсурден по своему смыслу: реальные факты переигрываются и превращаются в факты мира вымышленного. Бумага обложки изготовлена из трухи и дерева разрушающихся дач и усадеб, используемых в проекте.

Александр Самойлов: Я достаточно давно слежу за деятельностью «Нулевой комнаты», и через их телеграм-канал узнал о проводимой выставке. Я сделал свой первый зин в 2024 году и мне очень хотелось поделиться им с окружающими. Он называется «Это всё про тебя» — альманах историй непохожих друг на друга людей, но по-своему уникальных. Когда я думал о том, какую тему выбрать для будущего зина, я посмотрел фильм «Звук металла» про теряющего слух барабанщика. Он вдохновил меня, и именно это стало отправной точкой. При создании зина я познакомился и пообщался с ребятами с нарушением слуха/речи, которые захотели стать частью этого проекта. За каждой картинкой и разворотом прячется история, которую они решили рассказать о себе. Я с большой долей интереса узнавал об их жизнях и с таким же большим уважением хочу поделиться их рассказами.

Чем вам интересен такой формат, как самиздат?

Ирина Ионина: Для меня это один из способов в полной мере выразить идею того или иного проекта, но только если этот формат уместен и согласуется с концепцией проекта.

Александр Самойлов: Самиздат сам по себе довольно уникальная вещь. Это может быть и сборник небольших рассказов, и личный дневник, и фотоальбом с памятными событиями, и личное высказывание. И самая лучшая его часть — это его уникальность. Созданный зин может быть всего в одном экземпляре, и от этого его ценность только возрастает. Читая каждый из них, ты погружаешься во внутренний мир его создателя и открываешь для себя новые стороны личности. Как писателя, так и самого себя.

Есть ли в Самаре и Самарской области коммьюнити, посвященное самиздату?

Илья Борзунов: В Самаре есть школа проектной фотографии Кристины Сырчиковой, ее участники делают фотокниги и зины в более широком смысле. Александр Веревкин занимается самиздатом и зинами в своем издательстве «Плато-пресс» в Тольятти — соседнем с Самарой городе, а мы в «Нулевой комнате» несколько раз сотрудничали с петербургским фестивалем зинов «Низина». В целом можно сказать, что интерес к теме есть, но я бы не выделил какого-либо монолитного движения вокруг зинов в Самаре.

Интервью: Евгения Зубченко
Фотографии: предоставлены ЦСК «Нулевая комната»

Отзывы

Чтобы оставить отзыв, авторизуйтесь

Авторизоваться

Оставить отзыв