«Выставка состоялась, значит мы смогли договориться»

Слава Нестеров и Александр Лемиш о своем совместном проекте MOYBOI

В галерее DEVYATNADTSAT’ завершился совместный проект художников Славы Нестерова и Александра Лемиша — MOYBOI. Экспозиция, состоявшая из видео-арта, живописи и объектов, напоминала боксерский ринг, а натянутый поверху канат словно должен был вот-вот порваться. Основные темы проекта — напряжение и противостояние, которые мы сейчас наблюдаем в мире. При этом художники представили не свои привычные работы, а решили создать нечто новое, экспериментируя с подходами и различными решениями. В интервью ArtTube Слава Нестеров и Александр Лемиш рассказали не только о самом проекте, но и о том, что пропустили зрители, о творческих кризисах и идеях на будущее.

Почему вам было интересно поработать вместе?

Слава Нестеров: Галерея DEVYATNADTSAT’ предложила нам еще почти год назад сделать совместную выставку. Мы долго думали, что мы вообще вдвоем можем предложить, ведь у нас очень разные практики. Мы давно знакомы, были частью одной самоорганизации «ИП Виноградов». Но при этом у нас во многом различаются принципы работы, взгляды и сама художественная стратегия. По сути, это вызов нам обоим. И мы решили не делать каждый свою работу в своем стиле, а сделать так, чтобы мы были неузнаваемы по визуальному коду, технике и так далее.

Александр Лемиш: Мы не задумывались о том, чтобы поработать вместе. Просто нам нравится то, что делают кураторы DEVYATNADTSAT’ Аня Таганцева с Петей Пироговым. У меня, например, никогда не было совместных выставок с другими художниками. В какой-то момент у меня произошел творческий кризис, мне стало казаться, что я делаю одно и то же. Мне хотелось чего-то нового, и предложение о совместной выставке пришлось как раз кстати.

Как экспозиционно вы раскрыли главную идею проекта — противостояние? 

Слава Нестеров: В проекте было всего шесть работ крест-накрест. По сути, от каждого из художников по три, однако каждую из работ мы буквально придумывали вместе, в том числе технологию, как и что будем делать, а потом создавали в четыре руки. В этом и состоит противостояние — противостояние двух художников, двух художественных стратегий. Двум разным авторам всегда очень сложно договориться, прийти к общей точке. Мы это раскрыли через скульптурные элементы — водопроводные люки, которые напоминали одновременно чемпионские пояса или античные медные щиты. Это и защита, и «слив» боя, «договорняк». Выставка состоялась, значит, мы смогли договориться. Трос, который должен был как будто вот-вот порваться, держал два гимнастических мата с нашими отпечатками на них. Здесь и отсылка к борьбе, к падению на эти маты, и к Иву Кляйну, который занимался профессионально дзюдо. Мы сюда добавили немного художественной магии: трос надорван, но тень, которую он отбрасывал на стену, цельная. Кстати, многие зрители пропустили этот момент, не обратив внимания на тень от каната. А ведь история с тросом — важная часть проекта: этот эффект позволяет говорить об эфемерности прочности некоторых процессов, которые происходят в наши дни.

Александр Лемиш: Да, мы просто попробовали сделать перекрестные работы. Например, видео-арт, где мы как будто бы пристально смотрим друг другу в глаза, это staredown, термин из боев без правил и бокса, когда два противника пытаются взглядами переглядеть друг друга. Кстати, по поводу люков на полу — нам хотелось сделать так, чтобы не все прямо отсылало к каким-то боям, а сочеталось с боксерской эстетикой. Тяжелое, маскулинное, похожее на пояс победителя. Центральная работа — это перетягивание каната, который вот-вот должен разорваться, но вместе с тем он словно удерживает всю выставку и дает такое напряжение. 

Вы междисциплинарные художники, то есть не работаете в каком-то одном конкретном медиуме. Какие материалы вы используете для создания своих работ?

Слава Нестеров: В этом конкретном проекте мы экспериментировали с подходами и предлагали разные решения. Есть и сделанные с нуля скульптурные элементы из гипса, готовые гимнастические маты, система подвесов и промышленных креплений, видео-арт.

Александр Лемиш: Я в своих практиках обычно исхожу из того, что проще всего было бы достать. Пытаюсь сделать искусство простым, поэтому самые обычные материалы. Я не люблю супер-монументальное искусство.

Недавно я наткнулась на одно интервью, которое было озаглавлено «Творчество — это эйфория». Мне как-то запомнился этот заголовок. А что для вас творчество? Эйфория или что-то другое?

Слава Нестеров: Творчество — это для дилетантов. Не знаю, могу ли говорить за двоих, скажу про себя. Когда речь идет о художественных процессах, то это не про вдохновение, или эйфорию, или еще что-то из эфемерных категорий. Первый импульс приходит интуитивно. А потом уже начинается рутина. Прописываешь, проговариваешь, критикуешь, с кем-то обсуждаешь. Потом в процессе могут происходить изменения, наслаиваться семантические поля друг на друга, что-то убирается, что-то дополняется. Это работа не духа, если мы говорим про эйфорию или вдохновение, но поиска вопросов и поиска конкретных решений.

Александр Лемиш: Нет, периодами бывают моменты, когда ты испытываешь эйфорию, но в моем случае скорее от какого-то придумывания. Я недавно придумал проект и пришел в восторг от того, какое количество различных наложений и наслоений получается. Вместе с тем, для меня творчество тоже про задавание вопросов. Это всегда что-то новое, выбивающееся из рамок, в которых я нахожусь. Чем более неожиданный результат я получаю, тем это для меня ценнее. Я всегда пытаюсь сделать что-то необычное. В первую очередь для себя, конечно, но и для зрителя тоже. Мне очень нравится получать фидбек от людей, когда они говорят: «Вау, я вообще никогда не думал, что такое можно сделать». Придумать нечто крутое и необычное — вот, что для меня самое ценное в искусстве.

Саша, ты упомянул, что у тебя произошел творческий кризис и в какой-то момент тебе показалось, что ты делаешь одно и то же. А как ты справляешься с подобными состояниями?

Александр Лемиш: Просто перестаю делать искусство, сосредотачиваясь больше на жизни, на общении. Самое сложное — делать что-то, а потом вдруг осознать, что это какая-то фигня и это вообще никому не нужно. Начинаешь задаваться вопросами, зачем ты это делаешь. И вот как раз переключение помогает, затем через какое-то время приходят новые идеи. Иногда бывает и так, что ты просто устаешь от искусства. От обсуждения, от выставок. Здесь снова срабатывает переключение на обычную жизнь.

А ты, Слава, сталкивался с творческим кризисом?

Слава Нестеров: Нет, не сталкивался.

Какие свои работы вы цените больше всего и почему?

Слава Нестеров: Это, скорее, многослойные проекты, которые могут рассматриваться на разных уровнях. Когда ты продумываешь не только сами работы, но также общее восприятие, дополнительные детали проекта, отсылки, слепые пятна, приглашенных экспертов, взаимодействие с людьми, местом, сообществами.

Александр Лемиш: У меня есть работа, которая называется Total Boredom 2022 года. Как-то так получилось, что она стала поворотным моментом для меня, ведь до нее я не рисовал людей. Не было такого, что девушка взяла и вдруг вдохновила меня на портрет. Мне казалось странным рисовать своего романтического партнера, посвящать ему работу. Но по итогу оказалось, что эта работа во многих людей попала и получилось задать вопросы, которые близки многим людям. Я до этого как будто бы ничего такого не делал. 

Как вы считаете, ваши работы может понять человек, который не изучал искусство и в нем не разбирается? И насколько для вас в целом важно восприятие ваших работ зрителем?

Слава Нестеров: Опять же работы рассматриваются на разных слоях восприятия. Это очень важно. В любом случае произведение в какой-то момент становится вещью-в-себе.

Александр Лемиш: Думаю, конечно, может. Сейчас мои работы достаточно повествовательные, нарративные. Но, конечно, когда ты погружаешься в контекст искусства, естественно, тебе будет интересней. Ты увидишь параллели с другим искусством из прошлого. Так современное искусство начинает выглядеть объемней. Я сам обычно не люблю объяснять свои работы, поэтому в соцсетях не пишу развернутые тексты про них, чтобы не ограничивать зрителя в интерпретациях.

Где еще сейчас можно увидеть ваши работы в ближайшее время? Возможно, вы готовите какие-то проекты, о которых хотели бы рассказать?

Александр Лемиш: У меня много проектов готовится. Осенью будет большой персональный проект в fābula gallery, с этой же галереей я курирую стенд на Cosmoscow. Планируется несколько выставок с разными художниками, в том числе с Романом Головко и Виталием Безпаловым. В DAIPYAT GALLERY ожидается вторая часть моей персональной выставки, которая была в Арт4. 

Слава Нестеров: Сейчас планирую сделать перерыв в проектах. Продолжаю работу в másla lissé, устраиваем там выставки другим авторам.

Интервью: Евгения Зубченко
Фотографии: Денис Лапшин

Отзывы

Чтобы оставить отзыв, авторизуйтесь

Авторизоваться

Оставить отзыв