Возвращение в утробу Кровь, природа и феминизм в творчестве кубинки Аны Мендьеты

18 ноября 1948 года родилась американская художница кубинского происхождения Ана Мендьета (Ana Mendieta), чье творчество всегда было глубоко автобиографичным, брутальным и даже пугающим, но вместе с тем понятным многим женщинам. В этой связи ее часто сравнивают с известной мексиканской художницей – Фридой Кало. Их объединяют не только общие темы, разрабатываемые ими  в искусстве, такие как связь с природой, боль, кровь и насилие, но и общая трагическая судьба. Мендьета погибла в возрасте 36 лет, выпав из окна своей квартиры в Нью-Йорке после бурной ссоры с мужем-художником Карлом Андре, которого впоследствии подозревали в том, что именно он ее вытолкнул.  Как и Фрида Кало Анна Мендьета была человеком непростой судьбы. Она родилась в Гаване на Кубе в семье первых сторонников Фиделя Кастро и Кубинской революции, но впоследствии, пострадавших от нового режима. Ее отец, Игнасио Мендьета, не захотел отрекаться от своей католической веры и отказался вступать Коммунистическую партию, после чего его и семью стали преследовать. В начале 1960-х годов американское правительство при помощи ЦРУ и при поддержке католической церкви города Майами проводило операцию «Питер Пэн», в рамках которой из Кубы было вывезено 14 тыс. детей. Анна и ее сестра Ракелин попали в их число в 1961 году, когда первой было 11, а второй – 15. В Америке сестры перемещались по детским домам и приемным семьям на протяжении пяти лет пока их мать Ракель Мендьета и младший брат Игнасио не смогли наконец покинуть Кубу на одном из самолетов «Freedom Flights». Отца же Анна смогла увидеть лишь через 18 лет: в 1965 году Игнасио Мендьета был приговорен к 20 годам тюремного заключения, и вышел лишь в 1979-м. После окончания школы Ана Мендьета училась в Briar Cliff University в Су-Сити, затем в Университете штата Айова, где изучала культуру и искусство коренных народов США, а в 1972 году получила степень бакалавра искусств, мастера искусств в области живописи и мастера изобразительных искусств в области Intermedia. Во время учебы Мендьета познакомилась с художественным авангардом 1970-х годов, и узнала о «венском акционизме», радикальным и провокационным движением группы австрийских художников, впоследствии оказавшим серьезное влияние на все мировое искусство. Действия венских акционистов отличались деструктивностью и насилием, часто включали использование обнаженного тела, крови и туш животных, что впоследствии появилось и в творчестве кубинской художницы. В течение своей карьеры Мендьета работала на Кубе, в Мексике, Италии и США. Ее работы можно назвать автобиографичными, она опиралась на историю своего побега из Кубы, но не только. Другими важными темами ее творчества были феминизм, насилие, жизнь, смерть, идентичность, место и принадлежность. А краеугольной в ее творчестве была тема природы: художница часто сосредотачивалась на духовной и физической связи с Землей. «Через мои скульптуры земли/тела я становлюсь единым с землей, – говорила она. – Я становлюсь продолжением природы, а природа становится продолжением моего тела». В течение своей жизни Мендиета создала более 200 произведений искусства, используя землю в качестве рабочего материала. В 1970-х художница начала работать над проектом «Серия силуэтов» («Silueta Series»), (1973–1980), создавая женские силуэты в песке, траве, глине или грязи. Она использовала естественные природные материалы: это могли быть листья и веточки, или же кровь животных, с помощью которой она создавала отпечаток тела на стене. В этих практиках ее тело всегда было одновременно и предметом, и объектом работы. В своем заявлении 1981 года она говорила: «Я вела диалог между пейзажем и женским телом, основываясь на собственном силуэте. Я считаю, что это было прямым следствием того, что я была оторвана от своей родины в подростковом возрасте. Меня переполняет чувство, что я была изгнана из утробы (природы). Мое искусство – это то, как я восстанавливаю узы, которые связывают меня со вселенной. Это возвращение в материнскую утробу». Мендьета была одним из многих художников, экспериментирующих с новыми жанрами лэнд-арта, боди-арта и перформанса, но, вероятно, она была первой, кто объединил все эти жанры в то, что она называла скульптурами «земного тела». Впервые она использовала кровь для создания искусства в 1972 году, когда во время акции «Без названия» («Смерть цыпленка»): она стояла голая перед белой стеной, держа только что обезглавленную курицу за ноги, кровь которой брызгала на ее обнаженное тело. Еще более впечатляющей и брутальной была ее акция 1973 года: потрясенная жестоким изнасилованием и убийством студентки-медсестры Сары Энн Оттенс в Университете штата Айова, Мендьета вымазала себя кровью и привязала к столу, приглашая аудиторию выступить свидетелем «сцены изнасилования». В серии слайдов «Люди смотрят на кровь Моффитта» («People Looking at Blood Moffitt», 1973) она выливает кровь на тротуар, и кладет окровавленную тряпку, а затем фотографирует, казалось бы, бесконечный поток людей, идущих без остановки. Это происходит до тех пор, пока из магазина, который, к слову и носил имя Х. Ф. Моффитта, не вышел человек и не убрал все это. В 1978 году Ана Мендьета присоединилась к первой в США галерее, где выставлялись исключительно женщины-художницы – «Artists In Residence Inc» (A. I. R. Gallery), что позволило ей быть в авангарде феминистского движения эпохи. Она также активно участвовала в деятельности этой галереи. «Для меня очень важно быть частью всех моих работ, – говорила она. – В результате моего участия, мое видение становится реальностью и частью моего опыта». В то же время, после двух лет ее участия в A. I. R. она пришла к выводу, что «американский феминизм в его нынешнем виде это в основном «движение белого среднего класса», впоследствии она пыталась преодолеть эти ограничения через свое искусство. Впрочем, именно в этой галерее она встретила своего будущего мужа скульптора-минималиста Карла Андре, который помогал там по технической части. В 1982 году она работает над проектом «Следы тела» («Body tracks»), это длинные, размытые следы, которые художница создавала руками и предплечьями на большом листе белой бумаги, скользя в такт пульсирующей кубинской музыке. В 1983 году Мендьета поехала на резиденцию в Рим, где начала создавать художественные объекты, в том числе рисунки и скульптуры, в то же время она продолжала использовать природные элементы в своей работе. Несмотря на то, что она хорошо известна своими слайдами, ее экспериментальные фильмы впоследствии получили признание критиков, в том числе на выставке 2016 года «Ana Mendieta: Experimental and Interactive Films» в Galerie Lelong, Нью-Йорк. К сожалению, жизнь художницы оборвалась в одночасье. Ана Мендьета умерла 8 сентября 1985 года в Нью-Йорке, выпав из окна своей квартиры на 34-м этаже, где она жила со своим мужем Карлом Андре, которого впоследствии подозревали в том, что он, возможно, вытолкнул ее из окна. Незадолго до ее смерти соседи слышали, как пара яростно спорила. В СМИ широко цитировалась запись звонка Андре в службу 911, где он говорил: «Моя жена-художник, и я художник, и мы поссорились из-за того, что я был более, э-э, открыт для публики, чем она. И она пошла в спальню, а я пошел за ней, и она вышла в окно». В 1988 году Андре был полностью оправдан, и смерть художницы была расценена как возможный несчастный случай или самоубийство. Оправдательный приговор вызвал возмущение среди феминисток в мире искусства, его считают спорным по сей день. В 2010 году в Нью-Йоркском университете состоялся симпозиум под названием «Where Is Ana Mendieta», посвященный 25-й годовщине ее смерти. В мае 2014 года феминистская протестная группа «No Wave Performance Task Force» устроила акцию протеста перед ретроспективой Фонда «Dia Art Foundation», посвященной Карлу Андре. В марте 2015 года была проведена акция протеста против ретроспективы Андре в городе Бикон, штат Нью-Йорк, в рамках которой активисты громко плакали, создавали силуэты своих тел на снегу, окрашивали его паприкой и поддельной кровью. Подобные акции продолжаются и по сей день. Впоследствии творчество кубинской художницы получило международное признание, после смерти ее работы не раз показывались на множестве крупных ретроспектив. В 2004 году музей Хиршхорна в Вашингтоне, округ Колумбия, организовал крупную ретроспективу под названием «Тело Земли, скульптура и представление», которая отправилась в Музей американского искусства Уитни в Нью-Йорке, а затем в центр искусств Де-Мойна в Айове, и художественный музей Майами. На сегодняшний день работы художницы представлены во многих крупных публичных коллекциях, включая Музей Соломона Р. Гуггенхайма, Музей Метрополитен, Музей американского искусства Уитни и Музей Современного Искусства в Нью-Йорке; художественный институт Чикаго; Центр Помпиду, Париж; Музей Современного Искусства и современности, Женева; и коллекция Тейт, Лондон. Автор текста: Валерия Коваленко  

Отзывы

Чтобы оставить отзыв, авторизуйтесь

Авторизоваться

Оставить отзыв