«В монументальных работах есть свой драйв»

Вика Малка о своем последнем проекте в галерее Бомба

В галерее Бомба на территории ЦТИ «Фабрика» недавно завершилась выставка «Просто петушок», которую представила художница Вика Малка. Это живописный проект-исследование, в котором показаны изменения нашего общества: от социальной пассионарности нулевых к одиночному плаванию в уютном мире аквариумных грез. На выставке были представлены две серии работ, написанные с разницей почти в 10 лет. Серия работ «Траектория» (совместно с Полиной Москвиной), в которой яркий сноуборд выступает метафорой раздвижения социальных и географических границ, и серия «Петушок», где главным героем стала бойцовская рыбка, красивая, но вынужденная проживать в замкнутой среде. В интервью ArtTube Вика Малка рассказала о том, зачем ей понадобилась живая рыбка на выставке и какие новые интерпретации ей предложили зрители.

В прошлый раз мы с тобой встречались для обсуждения твоей выставки «Артикул» в галерее «Электрозавод», которая во многом была смотром твоих работ за несколько лет. Можно ли сказать, что выставка «Просто петушок» — это некий новый для тебя этап?

Вика Малка: Может быть, да, но она связана с выставкой «Артикул». Тогда я пересматривала свои предыдущие работы, в том числе серию работ «Траектория», которую впоследствии скатала в рулоны. Не то чтобы у меня были планы заархивировать эти работы, просто они громоздкие и их трудно хранить. Вместе с тем я давно хотела сделать живописный проект в Бомбе. Я сделала там пространственную инсталляцию «Аптечка» в 2021 году. Но мне хотелось сделать еще именно и живописный проект, контрастный к самому помещению. Что-то такое глянцевое, не соответствующее руинизированному виду галереи, и в рамках концепции площадки. Она ведь не коммерческая, экспериментальная. И я решила перетянуть эти работы, отреставрировать их и заново показать на плоских подрамниках. Одновременно начала работать над серией с петушком. Мне показалось, что я могу его обозначить как символ 2020-х годов, которые начались с пандемии и изоляции. Образ петушка очень подходит. Он такой яркий и одинокий в аквариуме. Две серии хорошо вместе ведут диалог. Первая серия как символ 2000-х, а вторая как — символ 2020-х. 

Делаешь ли ты для себя что-то принципиально новое в рамках этой выставки?

Вика Малка: Я поместила в экспозицию своего героя, живого петушка, и растения. Я показываю их как арт-объект — аквариум и растения как часть инсталляции. Вот подобное делаю впервые, а в остальном не отхожу от своих обычных художественных практик, в рамках которых я работаю с живописью и пространственными инсталляциями.

Главный герой твоей новой выставки — это человек из 2010-х, яркий и открытый, ставший сегодня таким человеком-футляром, который отгородился от всех и всего. Или тут заложены еще какие-то смыслы?

Вика Малка: Да, образ именно такой. Образ рыбки-петушка в аквариуме вполне можно перенести на нас. Я и на себя его могу перенести. Такое самоощущение появилось с самого начала 2020 года, начавшегося с пандемии, и дальше только усилилось.

А откуда изначально появился образ рыбки-петушка? Не связано ли это с тем, что ты увлекаешься аквариумами?

Вика Малка: Сколько себя помню, всегда любила комнатные растения, и аквариум с рыбками, конечно, тоже был, как и у многих в детстве. В последние два года я стала еще больше времени посвящать своему увлечению, поскольку не было сил смотреть новости и как-то рефлексировать. И я решила, что лучше буду наблюдать, как люди занимаются акваскейпингом. Это такое популярное направление, особенно в Азии, по созданию ландшафта в аквариумах из различных растений. 

А что стало с рыбкой после выставки?

Вика Малка: Я забрала петушка домой. Стоит у меня на рабочем столе, я с ним обсуждаю новые идеи. Шутка, конечно, но рыбка очень общительная, живо реагирующая.

Некоторые из холстов довольно большого размера. Чем тебя привлекает подобная монументальная живопись?

Вика Малка: Во многом размер относится к первоначальной концепции, к контрасту работ с пространством. Вообще, надо сказать, что холсты еле-еле занесли, а две работы мы в итоге выставляли перед входом в галерею, поскольку они не помещались никак. Я люблю большой размер. В этом есть свой кайф и свой драйв. Ты берешь широкую кисть и на трех метрах работаешь. Я получаю от этого удовольствие. Однако с большими размерами сложно в том плане, что потом их проблематично хранить. Но свой кайф есть и в работе с графикой, когда сидишь наедине с листом и карандашом. И то, и то люблю. 

А почему именно в бомбоубежище ты решила показать эту выставку? Какую роль играет здесь пространство?

Вика Малка: Оно концептуально связано с проектом. Сейчас такое настроение, что хочется спрятаться. За последние годы это желание усилилось. 

Расскажи о том, как организована экспозиция. 

Вика Малка: Серии, которые я показываю, принципиально разные. «Траектория» со сноубордистами — это открытая фрагментарная композиция, а в «Петушке» каждая работа центрированная и закрытая сама в себе. Еще я принципиально хотела поместить их в металлические рамы, которые тоже достаточно символичны. Такое ограничение открытой, яркой и динамичной композиции «Траектории» и запертость петушка в аквариуме.

Ты сама варила эти рамы?

Вика Малка: Да, в прошлом году я пошла в школу сварки, где меня научили варить, и решила, что с чего-то надо начинать. Хотела сначала найти помощника, так как была не уверена, что справлюсь, помог друг промерять длинные диагонали, а в остальном справилась.
Самое смешное ¬— оказалось, что нет разницы: сделать трехметровую раму или тридцатисантиметровую. Углов столько же, и работы столько же. Большую раму просто чуть дольше и чуть неудобнее делать. 

Ты разговаривала со зрителями? Узнали они в работах себя?

Вика Малка: Да, у многих очень откликнулось образное сравнение нулевых и двадцатых. Мне понравился один комментарий по поводу сноубордистов, что работы похожи на фотографии в социальных сетях, когда человек выставляет себя с самой лучшей стороны. У него может быть последний айфон, а на деле он живет в обшарпанной однокомнатной квартире, что перекликается со стенами Бомбы. Я люблю, когда мне зрители открывают новые прочтения работ. Это вообще классно. Думаю, имеет даже смысл писать свой авторский текст до открытия, а затем еще один уже после, когда ты понимаешь, что интерпретаций очень много.

Работаешь ли ты еще над какими-то проектами? 

Вика Малка: Я готовлю несколько серий работ, планирую две выставки. Работаю дома, новую мастерскую пока ищу, так что это графика, акварель и небольшой формат. 

Интервью: Евгения Зубченко
Фотографии: Марина Рагозина, Таня Сушенкова

Отзывы

Чтобы оставить отзыв, авторизуйтесь

Авторизоваться

Оставить отзыв