Пушкинский музей открывает прием заявок на участие в художественной резиденции в Мастерской Эдуарда Штейнберга в 2025 году

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина начинает принимать заявки на участие в художественной резиденции в Мастерской Эдуарда Штейнберга в 2025 году. В течение двух месяцев — с апреля по июнь — резидент, проживая в Тарусе, будет исследовать творческое наследие Эдуарда Штейнберга и погружаться в местный контекст. Итогом резиденции станет художественный проект, реализованный в Мастерской. Заявки принимаются до 15 декабря 2024 года.

Первая художественная резиденция в Мастерской Эдуарда Штейнберга состоялась в 2024 году. Она была призвана вернуть пространству его исконное предназначение: здесь долгие годы художник-нонконформист, представитель второй волны авангарда Эдуард Штейнберг создавал произведения искусства и обсуждал их с единомышленниками. Первым резидентом Мастерской стал художник Сергей Бояринцев, по завершении пребывания в Тарусе он создал проект «К себе от себя». Лейтмотивом серии инсталляций стал многозначный образ Дома — места, которое оберегает и дает покой, но только покинув его, человек способен познать и освоить мир.

Тема резиденции 2025 года — «Ускользание». Резиденту будет предложено поразмышлять о тоске по уходящему, исчезнувшему, невозвратному, о желании еще раз соприкоснуться с тем, чего достичь невозможно. О том, как хочется вернуться в состояние, где сейчас возможно оказаться лишь через память. Эдуард Штейнберг, почти 20 лет проживший в Погорелке Нижегородской области, наблюдал медленное исчезновение деревни, уход ее обитателей. Художник в своем творчестве стремился зафиксировать уходящее время, погрузить его в вечность, раз за разом трагически проживая ускользающее. Так появился «Деревенский цикл» — один из самых обширных и мрачных в его творчестве. 

Ускользать может не только состояние, место, но и мысль, идея. Эдуард Штейнберг стремился постичь метафизическое, его тревожила, как он говорил, величайшая загадка искусства, сформулированная «Черным квадратом» Казимира Малевича. Всю творческую жизнь, экспериментируя с формой, он пытался приблизиться к ее решению. Куратор резиденции Анна Зиновьева так комментирует тему 2025 года: «Кажется, ты уже близко, но понимаешь, что до конца никогда не дойдешь. С одной стороны, испытываешь ноющую тоску, чувствуешь: разгадка где-то рядом, но ты не можешь до нее дотянуться, а с другой — продолжаешь гореть поиском истины».

Подать заявку на участие в резиденции могут граждане РФ старше 18 лет с оригинальными художественными концепциями, отвечающими теме резиденции, ценностям Пушкинского музея и не показанными ранее. 

Резидент будет выбран экспертным советом Пушкинского музея не позднее 25 декабря 2024 года.

Даты

Прием заявок: 11 ноября — 15 декабря 2024 года
Объявление результатов: 25 декабря 2024 года
Подготовительный этап резиденции: 26 декабря 2024 года — 31 марта 2025 года
Резиденция в Тарусе: 1 апреля — 2 июня 2025 года
Выставка в Мастерской Эдуарда Штейнберга: 31 мая — 5 октября 2025 года 

Условия участия

Вы являетесь гражданином РФ и проживаете на ее территории. 
Вы подтверждаете авторство художественной концепции, ранее не показанной и не опубликованной.
Вы готовы проживать в Тарусе в период подготовки художественного проекта. 

Участнику предоставляется

Возможность проведения исследования в Научной библиотеке ГМИИ им. А.С. Пушкина, посещение фондов отдела личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина. 
Проживание в Тарусе на период резиденции.
Финансовое обеспечение для реализации художественного проекта в резиденции в Мастерской Эдуарда Штейнберга.
Консультационная поддержка куратора резиденции.

Подробные условия участия в художественной резиденции в Мастерской Эдуарда Штейнберга, состав экспертного совета, порядок приема заявок, критерии отбора и условия реализации художественного проекта опубликованы на сайте

Заполнить заявку на участие

Отзывы

Чтобы оставить отзыв, авторизуйтесь

Авторизоваться

Оставить отзыв