Warning: file_get_contents(https://freeipapi.com/api/json/3.17.62.86): Failed to open stream: HTTP request failed! HTTP/1.1 429 Too Many Requests in /var/www/new.arttube.ru/site/catalog/controller/startup/session.php on line 94Warning: Trying to access array offset on null in /var/www/new.arttube.ru/site/catalog/controller/startup/session.php on line 95Warning: Trying to access array offset on null in /var/www/new.arttube.ru/site/catalog/controller/startup/session.php on line 95 «Мы прочувствовали всю полноту местного гостеприимства»

«Мы прочувствовали всю полноту местного гостеприимства»

Участники проекта «Контурные карты» об арт-резиденции и итоговой выставке

В мае прошлого года Фонд поддержки современного искусства «СФЕРА» запустил программу поддержки самоорганизаций, локальных институций и художественных сообществ. Проект нацелен на развитие взаимодействия между самоорганизациями и художественными группами из различных регионов. В рамках программы в июне 2024 года при участии фонда «СФЕРА» в Центре современной культуры «Смена» в Казани открылась арт-резиденция для художников. В течение нескольких месяцев туда приезжали и работали авторы из разных регионов, а итогом этой работы стала финальная совместная выставка резидентов и казанских художников — «Контурные карты».

Кураторами проекта выступили художники Алексей Корси из Москвы и Артур Голяков, представляющий Казань. «Наше основное пожелание было, чтоб резиденты вовлекали в процесс местных художников и по возможности работали с какими-то локальными темами и историями, —рассказал ArtTube Артур Голяков. — Выставка дополнялась и развивалась с каждым новым участником. Каждый резидент и его присутствие в городе — это новая отдельная история, с разными подходами и методами на всех этапах подготовки». 

Первым участником резиденции в ЦСК «Смена» стал стрит-арт художник из Омска Николай Мамонтов. Он работает не только в городской среде, но 
и с различными техниками и медиумами, такими как живопись, перформанс, скульптура, фотография и диджитал. В резиденции к нему подключились две художницы из Казани —Таня Бронникова и Дарья Родченко. Вместе они создали работы из найденных объектов и материалов, обнаруженных в ходе поисков и прогулок по городу, которые были представлены на промежуточной выставке «Рогоз, Волга и лысуха».

Для выставки «Контурные карты» Николай Мамонтов, Дарья Родченко и Таня Бронникова создали инсталляцию под названием «У реки три берега» — тканое полотно с изображениями городского ландшафта, объемными «каплями» и фотографиями.

В июле в резиденцию приехал художник из Самары Илья Борзунов, который провел для местных художников воркшоп по способам создания 3D-объектов. После участники объединились для работы над новой промежуточной выставкой. В течение недели они изучали и пробовали различные способы печати с использованием нейросетей, фотограмметрии и базовых программ на компьютере, не требующих профессиональных навыков моделирования. Резиденция Ильи Борзунова также завершилась промежуточной выставкой — «Сгустки и капли / лаборатория глубины», собранной из результатов воркшопа по 3D печати.

Для итоговой выставки «Контурные карты» Илья Борзунов вновь объединился с казанскими художниками — Махмудом Абзаловым и Дарьей Родченко. Вместе они создали инсталляцию под названием «Растекание предела», которая напоминает предметы интерьера кофейни со свойственной ей атмосферой. «Кофейные истории меня заинтересовали, начиная от кофе как какой-то базы, от того вокруг чего мы все собираемся, когда идем перекусить, идем на работу или на монтаж, — рассказал художник ArtTube. — Когда я приехал в июле в Казань, я и тут ходил по кофейням тоже, смотрел разное и в итоге предложил эту тему ребятам. Мое предложение наложилось на их видение, важные для них образы, приемы и материалы, и в итоге появилось представление об итоговом проекте».

Следующим резидентом стала художница из Москвы Анна Таганцева-Кобзева, которая работает с различными медиа, включая живопись, скульптуру, инсталляцию и видео. В рамках резиденции она исследовала архитектуру и пространства городской среды, среди которых она обнаружила места, совмещающие исторический контекст и современный дизайн, выросший на основе интернационального стиля постмодернизма. Художница также вдохновлялась материалами из архива Фонда «Галеев-Прометей». На основе вручную расписанных и вырезанных насадок для объективов, использовавшихся в советских светомузыкальных устройствах, она создала серию больших живописных полотен, которые и вошли в экспозицию выставки «Контурные карты».

В сентябре в Казань приехала художница из Набережных Челнов Зульфия Илькаева. В резиденции она работала над новым проектом «Карурман» (в переводе с татарского — «черный, дремучий лес»). Карурман — место действия во многих татарских сказках, песнях, баитах и литературных произведениях. Образ черного леса часто использовался в татарской культуре как олицетворение иного мира, образ испытаний и неизвестности, которые лучше преодолевать не одному, а сообща. Для работы над проектом к выставке «Контурные карты» к Зульфие присоединились художницы и поэтессы Миляуша Гафурова и Татьяна Присталова, а также художник и музыкант Руслан Кувшин. «Всего в рамках работы над проектом было совершено три прогулки в лес, — рассказала ArtTube Зульфия Илькаева. — В первый раз мы с Таней Присталовой гуляли в разных лесах и общались по телефону. Во время второй прогулки мы сначала были вместе с Таней и Русланом Кувшиным, потом решили разъединиться, а затем найти друг друга в лесу. А третья прогулка оказалась больше разговорной. Мы с моей подругой Миляушой Гафуровой, с которой я давно знакома, гуляли и делились друг с другом различными вещами, которые нас волновали». Зин, который подготовили художники, можно прочитать, сев на стул внутри тотальной инсталляции с выкрашенными в черный цвет опавшими листьями.

Последними резидентами стали Мария Плаксина и Егор Ефремов, работающие в составе художественного объединения «ГУЙ». Группа возникла в 2018 году в Екатеринбурге. Объединение создает тотальные инсталляции и паблик-арт, работает преимущественно со скульптурой и керамикой. В своих работах художники используют органические материалы: глину, паклю, сено, дерево. «В Казани мы не первый и даже не второй раз, но это самое длительное пребывание, — говорит Мария Плаксина. — Уже на третью неделю мы неплохо освоились, наладили быт, почти каждый день ездили в мастерскую на завод Искож, изучая в трамвае татарский разговорный. Запомнилось многое, но особенно тепло вспомнить наших коллег-художников и то, как быстро мы нашли общие темы. Прочувствовали всю полноту местного гостеприимства, побывали за городом, искупались в ноябрьских водах Волги. Сама Казань как будто полнее раскрылась, проявившись из плоских контурных карт в самостоятельного персонажа».

Ближе к завершению своей резиденции художники приступили к созданию проекта для итоговой выставки. Вместе с ними работали художники из Казани: Надежда Ригова, Аарон Сильвестер и Руслан Кувшин. Темой проекта выбрали смех, исследуя разные его проявления. В итоге была создана инсталляция «Кытыклы-мытыклы». Она состоит из музыкальных инструментов, сделанных коллективом «ГУЙ», глиняных скульптур, в создании которых участвовала Надежда Ригова, и настенной росписи Аарона Сильвестера и Руслана Кувшина из группы «Вши» (BWЬ1). «Как-то само собой у нас наметились две тропки — работа над персонажами для инсталляции с Надей Риговой и полная разносторонняя импровизация со «Вшами», — продолжает Мария Плаксина. — То есть с Надей было примерно понятно, что мы делаем. Она сама предложила нам метод соединения ее керамики и нашей не обожженной глины в виде мифических существ. А со «Вшами» мы “скакали” от действия к действию. Группа «Вши» — это неожиданное для нас открытие, своего рода “испытание щекоткой”, какое-то гипнотические блуждание в дремучем лесу шума и ритуального воя».

По словам художницы, для ХО «ГУЙ» очень важным событием стала совместная с Надеждой Риговой и казанской художницей Зухрой Салаховой поездка за волжской глиной, которую организовал Аарон Сильвестер. «Это было целое приключение, — вспоминает Мария Плаксина. — Речная глина, которую мы добыли в эту поездку, стала сырьем не только для скульптур, но и для фресок, которые нарисовали Артем и Руслан прямо на стенах пространства выставки “Контурные карты”. Палки, коряги, камыш, рыбацкий брошенный инвентарь — все это тоже пригодилось в работе. Например, из палки, консервной банки и пружины мы сделали струнный под названием “шурала-ла”, который вместе с другими созданными в Казани штуковинами поучаствовал на концерте в баре “Ща” с группой «Вши». 

Посетить выставку «Контурные карты» можно до 9 февраля. Билеты доступны на сайте ЦСК «Смена». В рамках выставки также проводятся ежедневные экскурсии-медиации: по будням в 19:00, по выходным в 14:00 и 17:00.

Текст: Евгения Зубченко
Фотографии: Даниил Шведов

Отзывы

Чтобы оставить отзыв, авторизуйтесь

Авторизоваться

Оставить отзыв