«Место, в котором идеи рождались сами собой»

Художники представили выставку по итогам поездки на озеро Эльтон. До 10 апреля в пространстве Агентство.ArtRu проходит выставка «Эльтон 24: Экспозиция». Проект стал итогом экспедиции на озеро Эльтон, которую инициировал художник Дима Филиппов при поддержке фонда «СФЕРА». В экспедиции художники исследовали местность, пытаясь понять, что она может им дать. Концептуальная часть выставки построена на том, что художники как индивидуальности собираются на короткий момент времени, проживают его, но все же потом неизбежно расстаются. Этот мимолетный коллективный опыт, сплавленный из личных взглядов и интерпретаций, становится отправной точкой для дальнейшей индивидуальной работы. О том, чем и как вдохновлялись художники, какие техники и материалы использовали, а также о смыслах, заложенных в их произведениях, читайте в тексте ArtTube.

Эльтон — соленое озеро, расположенное в Волгоградской области в тридцати километрах от границы с Казахстаном. Впервые Дима Филиппов, который в своих художественных практиках исследует отношения человека и ландшафта, приехал туда в 2017 году, после того как увидел по телевизору передачу об этом месте. С 2021 года художник начал ездить туда ежегодно, поскольку ему оказался очень близок ландшафт. Многое из того, что он делает как художник связано как раз с таким степным типом местности. В мае 2024 года Фонд «СФЕРА» запустил программу содействия самоорганизациям, локальным институциям и художественным сообществам. И как раз первым проектом стала экспедиция художников на озеро во главе с Димой Филипповым.

Художники провели на озере и в одноименном поселке околодвух недель, исследуя местность и работая над своими проектами. Для некоторых это был первый опыт подобного рода экспедиций. Кроме того, у большинстваучастников поездки не было изначального понимания, какие именно работы они могут создать, находясь на местности. «Еще перед поездкой мы с Димой общались отом, каким может быть проект, тогда я ничего не знал об озере и поделился, что у меня нет идей,— рассказал художник Михаил Блосяк. — И он предложил ехать на Эльтон без всяких ожиданий. Буквально как чистый лист, мол, что озеро даст, с этим и работать. В этом, мнекажется, была чистота подхода».

В первом зале выставлены работы трех художников: Александра Лемиша, Николая Онищенко и Ярославы Трояновской. Их работы раскрывают тему взаимодействия с пространством и размещены таким образом, что целиком их можно увидеть только с балкона второго этажа. Александр Лемиш во время экспедиции на озеро Эльтон создал скульптурные объекты из свечей, которые он разместил на озере и поджег. Фото документация перформанса стала основой его работы «Релакс 24»,представленной на выставке. «Я никогда не ездил ни в какие художественные экспедиции, поэтому поездка стала для меня совершенно новым опытом, — делится Александр Лемиш. — Интересное место, в котором идеи сами рождались. Я вдохновлялся ландшафтом, а точнее, несоответствием между тем, что ты видишь, и тем, что чувствуешь. Вокруг что-то похожее на снег, лед, а это нечто совсем иное — соль. Ты вроде бы должен ощущать холод, такие зимние эмоции, но ничего подобного не происходит. И, конечно, на меня произвела впечатление общая тотальность пространства, в которое хотелось как-то вписаться». Художник тоже никак не готовился к поездке и решил узнать на месте, что предложит ему окружающий ландшафт. «Не сказать, что там в принципе были условия для создания искусства, — продолжает он. — Несколько продуктовых и хозяйственный магазин. В тот период я делал живопись, где изображал свечи в воде, и я подумал, что это универсальный символ. Свечу можно воткнуть в любое непонятное место — и она будет очень странно выглядеть. В итоге решил сделать скульптуры из свечей, но таким образом, чтобы ощущался диссонанс между текущей формой воска и твердыми металлическими креплениями. Я добивался надлома, эмоционального напряжения. Свечи я расположил на озере, поджег их, и получился экзистенциальный перформанс. Я сделал много кадров и в итоге остановился на этих двух снимках: абстрактных с едва заметным движением».

Николай Онищенко в поездке снимал видео. Одно из них под названием «Лакуна» и демонстрируется на выставке. «Это был такой первый импульс, когда я приехал, — говорит он. — Место оказалось настолько странным и необычным, что на следующее утро мне пришла в голову сцена, где человек идет по озеру, исчезает и затем опять появляется, продолжая свою прогулку. За последующие дни я снял несколько дублей, и в итоге остался тот, который присутствует сейчас в экспозиции. Звук записал в поезде на синтезаторе, и оно тлично совпал с видео рядом». Ярослава Трояновская изначально планировала создать работы на самом озере, но, когда приехала, поняла, что ощущает его достаточно цельным местом, совершенно не требующим ее высказывания. В итоге она создала серию геометрических «посланий» — пунктирных линий, которые затем были сфотографированы сверху с квадрокоптера. «За основу я брала редкие небольшие столбы, стоящие в разных точках, — объясняет она. — Используя кирпичи, я продавливала идущие от них прерывистые линии. Пунктир интересен мне как линия невидимого контура, которая, однако, не обязательно должна стать видимой прямой, оставаясь самостоятельным элементом». По словам художницы, она достаточно долго думала, как можно представить получившиеся фотографии на выставке.«Выставить просто фотосерию казалось недостаточным, — продолжает Ярослава. — Фотографии могут подойти для публикации в социальных сетях, но в галерее они становятся несоразмерными по отношению к пространству. Когда я в первый раз пришла в Агентство.ArtRu, мне очень понравилось, что там есть балкон, с которого можно посмотреть на первый этаж. Есть возможность взгляда сверху, чтобы ухватить картину целиком. Здесь как раз у нас совместно с куратором Димой Филипповым появилась идея того, что это может быть фотография, захватывающая само пространство. Так я в итоге и сделала. Фото было перенесено один к одному,с точным масштабом, который соразмерен оригинальной скульптуре».

В следующем зале представлен центральный образ выставки —коллективный стол с работами Анны Комаровой, Ильи Романова и фрагментом инсталляции Димы Филиппова. Их дополняют эскизы и наработки других художников, а также артефакты, привезенные из экспедиции, и документация в различных форматах. «Для выставки я искал эффектные и точные решения, чтобы они на уровне восприятия передавали пространственный опыт, полученный всеми нами на Эльтоне, — говорит Дима Филиппов. — Мне пришла в голову идея разместить в экспозиции стол как образ коллективности, с одной стороны, а с другой — открытого пространства. Стол как групповая история, и в то же время у каждого в проекте своя автономия, касающаяся их индивидуальных работ». Здесь, на столе, размещен проектор, который показывает видео Анны Комаровой «49.137095, 46.791815», где зафиксирован объект, созданный ею на озере из различных предметов, как найденных там (ветка, железные листья), так и созданных там (веревка, связанная Ильей Романовым). «Ветка — это найденный засохший кустарник, — говорит она. —Железные листья я нашла лежащими вокруг местного кладбища. Это кусочки железных венков-надгробий, осыпавшихся с заброшенных могил. Веревки же, использованные в объекте — это интеграция Ильи Романова. Илья предложил связать веревки специально для этого объекта из верблюжьей шерсти, купленной на рынке у местной бабушки». Объект представляет собой некую отметку на карте, наподобие флагов, которые устанавливают космонавты при высадке.

Илья Романов во время экспедиции создавал графику в формате дневниковых набросков, вязал объекты из шерсти, а также создавал бумажные макеты воображаемых биостанций и помещал их в фантастические пейзажи Эльтона.«На выставке я продолжил практику размещения архитектурных макетов в среде, — рассказал он. — И на озере, и в экспозиции меня занимали игра с масштабами и сам процесс создания макетов на месте. Кроме макетов я предоставил вязаный мной коврик, созданный в экспедиции из верблюжьей пряжи, купленной у местной бабушки. Вязаная из той же пряжи змея тоже участвует в выставке. Змей было несколько, остальные были интегрированы в ландшафты Эльтона. Еще выставлен мой альбом с графикой из поездки: зарисовки с натуры с использованием местной глины и грязи с озера. Не забыл я и про собранных мной на Эльтоне засоленных жуков и веточки солеросов. На выставке представлены все мои практики и приемы работы с пространством, примененные в этом чудесном путешествии. Мои работы бережно и с выдумкой интегрированы куратором и художником Димой Филипповым в пространство с работами моих коллег по экспедиции».

Фрагмент инсталляции Димы Филиппова, расположенный чутьдальше на столе, получил название «Время земли». Так называлась его выставка в санкт-петербургской галерее Anna Nova, которая проходила в прошлом году ужепосле экспедиции. Именно на Эльтоне он сформулировал для себя образы этих скульптур, которые стали центральными на его выставке, а здесь представленычастично. «Эти работы я начал создавать во время экспедиции, когда понял, что художники ужеосвоились и можно на время отложить свои организаторские обязанности и заняться собственной практикой, — делится он. — Кроме того, во время экспедиции я виделсвою роль еще и как документалиста, который фиксирует передвижение тел. Поэтому я активно все документировал. И на выставке представлены различные способы моейдокументации. Например, на общем столе стоит слайд-проектор, в нем 80 слайдов, которые я снимал во время экспедиции. Там смесь нашего бытования, пейзажей имоей художественной практики. Также там еще смонтировано видео на планшете, где мы сидим за столом, едем на машине куда-то и так далее. Эти зарисовки бытовойжизни разбиваются созерцательными видами озера, которые снимал Николай Онищенко, но которые не вошли в его видеоработу».

Рядом со столом можно увидеть объекты из соли, созданныехудожником Михаилом Блосяком. «Это слепки воображаемого ландшафта, впитанного через прогулки по окрестностям соленого озера, — объясняет Михаил. — Материаломдля барельефов и стала сама соль, собранная на озере. В целом могу сказать, что работы получились экспромтом. Дело в том, что сначала я планировал поехать вэкспедицию на неделю, но так вышло, что я вынужден был сократить поездку до трех дней. Поэтому для меня самым важным стала прогулка по степям и озеру, ведья понимал, что времени немного и на месте я ничего не успею. Увидев там соль, я еще не знал, что буду с ней делать, просто собрал соленую корку в рюкзак, дажене понимая, как она себя поведет в качестве материала. А потом, когда уже вернулся в Москву, долго с этой солью экспериментировал. В целом, конечно,хотелось нащупать в экспедиции что-то новое для себя, и в том, что все эти блуждания завершились на кончиках пальцев и воплотились в солевые рельефы, есть своя логика».
 

В третьем зале представлены работы, так или иначе связанныес эффектом воспоминаний. Татьяна Миронова показывает книгу, в которой она попыталась провести параллель между ее поездкой на Эльтон в 2024 году и поездкой тудаже в 2018-м, но с другим составом. Книга состоит из нескольких слоев. «Это абстрактные изображения, линии горизонта, железнаядорога, столбы, — рассказала она. — Где-то посредине появляется озеро. Также я включила в книгу небольшие заметки,1-2 предложения, описывающие ситуации из поездки. И еще один слой — мои смутные воспоминания о 2018 годе и образы, которые мне тогда запомнились. Онипоявляются то там, то тут и периодически накладываются на другие слои, на текст, на картинки из 2024 года. На общем столе у меня тоже маленькие книжки смоими зарисовками из поездки, сложенные частично на Эльтоне, частично после. Они стоят на выставке в блюдцах и просаливаются».

СуржанаШирабдоржиева создала в экспедиции серию очень контрастных черно-белых изображений, где центральным образом стал горизонт. Их она смонтировала в видео«что-то, кто-то, где-то, куда-то 2’52’’», которое демонстрируется на выставке. «Я пыталась держать горизонт примерно на одном и том же уровне, когдафотографировала, чтобы потом было легче собрать в видеоряд, — говорит она. — В итоге и размывающийся горизонт, и появляющиеся и исчезающие на нем фигуры я соединила ввидео. Попыталась при этом расставить кадры так, чтобы образы перетекали друг в друга. Получилось видео, ассоциирующееся одновременно и с пленочными фото, и счерно-белой графикой. Мне не хотелось никак вмешиваться в такое чистое пространство озера и поля, ни привносить, ни уносить, поэтому съемка видеостала органичным решением».

И,наконец, в отдельном зале демонстрируется работа Анны Кондрашовой «Соларография / 17.05.24-05.09.24, Эльтон». Во время экспедиции на озеро Эльтон она впервыепопробовала новую для себя технику создания фотографий — соларографию. Она характеризуется большим (доходящим до нескольких лет) временем выдержки. Цельтехники — запечатлеть следы движения Солнца по небосклону в течение суток. «Одна из соларографий выставлена в красной комнате, потому что это негатив,который исчезает при направленном освещении, — пояснила художница. — А на общем столе соларография уже зафиксированная. Однако тут есть интересный нюанс. Япопробовала ее закрепить и поняла, что при попытке зафиксировать изображение, оно выцветает, выгорает. Так что она постепенно видоизменяется, теряя своисвойства».

Текст: Евгения Зубченко
Фотографии: Таня Сушенкова

 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв, авторизуйтесь

Авторизоваться

Оставить отзыв