Искусство без границ. Выставка «Новых городских художников» в Москве

В Российской государственнойбиблиотеке для молодежи (РГБМ) до 11 мая проходит выставка «AMINAZINE в библиотеке», организованная Фондом поддержки современного искусства «СФЕРА» и объединением«Новые городские художники». Новые городские это студия в Санкт-Петербурге, где работают художники с особой ментальностью, многие из которых почти неконтактируют с обществом из-за инвалидности. Мы побеседовали с основательницей студии Евгенией Штиль и куратором выставки художницей Сашей Пучковой.

Евгения Штиль — куратор, основательница студии «Новые городские художники». С 2009 года ее деятельность сосредоточена на вопросах инклюзии, с 2018-го — на изучении особой ментальности и ее роли в современном искусстве. Евгения является учредителем нескольких благотворительных фондов и фестивалей.

 

Евгения, расскажите, пожалуйста, о художниках, которые представлены на выставке. Возможно, вы можете кого-то выделить?

Евгения Штиль: Все художники достаточно уникальные, про каждого можно рассказывать до бесконечности. Собственно, этому и посвящен издательский проект AMINAZINE — анализу творчества каждого из них. На выставке в РГБМ мы видим кураторскую выборку, выбор Саши Пучковой. Мне всегда интересно наблюдать за тем, кто и как из наших самобытных авторов цепляет профессионалов арт-искусства. На выставке представлены 11 художников. ZOIKA, думаю, и так многим известна. А вот для Ильи Минина или Тани Власовой — это второй в жизни показ. До этого их можно было видеть только в Музее Нонконформизма в Питере.

Каким темам посвящено творчествохудожников вашей студии?

Евгения Штиль: У каждого резидента Новых городскихесть своя личная мифология, персональная система координат. С ней каждый из них и работает. То есть многие авторы настолько глубоко погружены в себя, чтоследуют одной и той же навязчивой идее. Например, у Любы Образовой и Кирилла Майданюка это безлюдный мир, интерьеры и пейзажи совершенно пустынные, уДемьяна Печейко это время, он часто рисует часы. У Ильи Минина — супергерои, которыми он восхищен. Там очень интересный ряд персонажей встречается, отизвестных футболистов до Дэвида Боуи и Джона Колтрейна (американский джазовый саксофонист и композитор. — Прим. ред.). И все это происходит в самых разных техниках: каллиграфии, линогравюры, пуантилизма (художественный стиль, возникший во Франции вконце XIX века и ставший стилистическим ответвлением неоимпрессионизма. — Прим. ред.) и прочее.

Расскажите, пожалуйста, о том, как проходит работа в вашей мастерской в Санкт-Петербурге. Допустим, творческий человек из интерната приходит к вам и как с ним дальше работают?

Евгения Штиль: Мы сами ищем своих резидентов. Творческий человек из интерната сам не приходит. Его сначала надо найти, а потом каждый раз привозить. То есть ехать за ним приходится кому-то из волонтеров. Сами они по городу не ездят. Вопрос поиска, то, как мы находим друг друга, — это полнейшая метафизика. Нет четких критериев. Иногда это просто какой-то вайб. Я в этом плане визионер. Обычно «арт-резиденция» продолжается для художника целый год. И по итогам этогогода, допустим, если он раз в неделю появляется в мастерской — он выходит на какую-то серию работ. А первые полгода — это всегда процесс поиска и проб всех техник, до каких только можно дотянуться.

Как участие в объединении «Новые городские художники» меняет жизнь этих людей?

Евгения Штиль: Некоторые художники начинают сотрудничать с большими галереями и арт-институциями. Мы обеспечиваем эти процессы коммуникационно. Участвуют в ярмарках и аукционах. Таким образом, имудается существенно поправить свое благосостояние. Марина Монка, художница из интерната, летала в Париж, видела Джоконду. А ZOIKA в Дубай. Демьян Печейкокатался на корабле по Скандинавии. Кирилл Майданюк тоже с мамой летал в дальние края. В общем, какие-то такие простые развлечения. Большинство себе гаджеты,конечно, приобретают. Но в общем и целом это занятие им помогает выйти за рамки привычных ограничений и дает понимание о том, что их искусство нужно, ценно,востребованно.

 

Как появился и для чего создавалсяиздательский проект AMINAZINE?

Евгения Штиль: Издательский проект возник во времяковида, когда в течение двух лет большинство наших резидентов застряли в интернатах без шанса попасть в мастерскую. Чтобы не останавливать творческийпроцесс, ребята занимались все это время графикой на коленке. И за два года скопился такой объем материала, что мы решили весь этот контент зарелизить в видезинов. А потом еще сверстали целый альманах, где все они были собраны под одну обложку. Так появился журнал. На данный момент было всего два выпуска. Вотдумаем и гадаем, как сделать третий.

Саша Пучкова — междисциплинарная художница, куратор. Работает с графикой, керамикой, цифровым коллажем, VR, создает объекты и инсталляции. Работает с комбинацией традиционных и цифровых медиа.

Чем тебе был интересен этот проект?

Саша Пучкова: Мне давно хотелось поработать с самобытными художниками, зачастую изолированными от общества по причине инвалидности. В какой-то момент «Новые городские художники» стали видимы иочень меня заинтересовали. Ранее у меня не было кураторского опыта в подобных проектах, но мне всегда хотелось поспособствовать еще большей видимости такого рода инициатив.

То есть до работы над этой выставкой ты уже слышала о «Новых городских»?

Саша Пучкова: Да, но особенно много я слышала о ZOIKA, которая не умеет читать, но буквы и цветные пятна в ее работах складываются в неразрывную композицию и визуальный всплеск. В чем заключается твой кураторский подход в рамках этой выставки? Что тебе было важно донести до зрителя? Саша Пучкова: Выставка посвящена издательскому проекту AMINAZINE, который запустили «Новые городские художники». Мне было важно вывести его из плоскости, то есть из формата журнала, в объем и в пространственный опыт. Дать человеку увидеть произведения не только в виде плоскостной картинки, но и в их пространственном измерении. Также мы вышли и за пределы изобразительного медиума, поместив в пространство экспозиции голос художника Ильи Минина.

На твой взгляд, насколько сильно творчество художников с особой ментальностью отличается от практик традиционных современных художников?

Саша Пучкова: Мне кажется, что творчество художников с особой ментальностью прежде всего нерасчетливо. Я имею в виду, что оно коммерчески не ориентированно. Они даже не могут о таком помыслить.

Возможно, какие-то из работ, представленных на выставке, запомнились тебе особенно? Можешь о них рассказать?

Саша Пучкова: Хочется вспомнить вышеупомянутое интервью с Ильей Мининым. Женя Штиль взяла его специально для выставки. Илья поразил меня своей активностью и осмысленностью, непосредственной эрудицией илегкостью. Кроме того, мне было интересно наблюдать, как переносятся оригиналы изображений на крупноформатные тканевые носители.

Интервью: Евгения Зубченко
Фотографии в экспозиции: Даниил Левитес

 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв, авторизуйтесь

Авторизоваться

Оставить отзыв