«Для меня это не ностальгия, а повседневность»

Постсоветский бытовой ландшафт в проекте Тамары Шипициной

В Московском музее современного искусства (ММОМА) проходит персональная выставка Тамары Шипициной, молодой художницы из Волгограда, резидентки культурного проекта «СОЮЗ» под руководством Юлии Акимовой. Выставочный проект «Палисадники» состоит из работ, исследующих архетипические образы повседневности панельного квартала. В ее работах привычная серость и унылость обнаруживают в себе романтику и неожиданную красоту. В интервью ArtTube художница рассказала, что своим творчеством она хочет привлечь внимание зрителя к обыденному, пробудить желание охранять и улучшать то, что окружает нас.

Тамара, расскажите, пожалуйста, почему именно постсоветский бытовой ландшафт стал вашей главной темой? Чем вас привлекает подобная эстетика?

Тамара Шипицина: Мне интересно работать с бытовым ландшафтом нашей страны, потому что он до сих пор мало осмыслен в работах современных художников и не только в них. Мы часто закрываем глаза на действительность, а ведь улицы наших городов — это то, что составляет большую часть нашей повседневности. Панельные районы стали основой, так как я сама живу в классическом спальном районе. Они распространены по всей территории нашей страны, и их элементы легко узнаваемы.

Самым первым шагом была инсталляция «111-83» — советский оконный блок, в который проецировались видеозаписи повседневной жизни панельного района. Работа прошла опен-колл на выставку школы «Свободные мастерские»: «Мастерская 2017. Там, где никому не снятся сны: от священной географии к не-месту» в ММОМА. Это было как раз в том же здании, где сейчас проходит выставка «Палисадники», — на Гоголевском бульваре. 

Рассматривая ваши работы, где изображены панельные дома, решетки на окнах, старые сломанные лавочки, клумбы из шин и даже мусорные баки, невозможно не заметить, что совершенно не возникает чувства депрессии и отторжения. Наоборот — работы кажутся очень светлыми, притягательными. Работая над этой темой, что вы ищете? Вы хотите придать какую-то особую красоту этому до боли всем знакомому ландшафту? 

Тамара Шипицина: У многих зрителей работы вызывают ностальгию, но для меня, пребывающей в регионе, это не ностальгия, а повседневность. Мне важно, с одной стороны, быть документально точной, фиксировать в работах исчезающие очень часто детали города, но с другой — передать свою оптику зрителю, где привычная серость и унылость обнаруживает в себе романтику и чувство сопричастности своему окружению.

Постсоветский бытовой ландшафт Волгограда отличается чем-то от других городов? 

Тамара Шипицина: Волгоград в целом особенный и непростой город. В нем не осталось почти ничего старше 80 лет, нет коренных жителей в нескольких поколениях. Он застраивался одновременно большими архитектурными ансамблями и хаотичными жилыми кварталами. Волгоград существует будто в пустом пространстве, укорененный только в памяти о Великой Отечественной войне. Это ощущение обостряет скудная растительность и степи, раскинувшиеся во все стороны от города. В рамках декад паблик-арт проекта «(Из)обретая публичное» в 2015, 2016 и 2018 годах мы, — местные современные художники под кураторством Антона Вальковского — много размышляли о различных аспектах нашего города. От вышеупомянутых пустых пространств до практик гостеприимства.

Вы очень основательно подходите к подготовке своих проектов. Я читала, что вы работаете с семейными архивами, проводите натурные съемки дворовых пространств, нередко берете интервью у местных жителей. Чем обусловлен подобный исследовательский подход? 

Тамара Шипицина: Это дает возможность работать с локальным контекстом и личными историями, находить точки пересечения, что важно для современного атомизированного общества. Своим творчеством я хочу обратить внимание зрителя на обыденное, пробудить интерес и желание охранять, улучшать, объединяться ради общих целей. Многое сегодня незаслуженно обесценивается, а затем бесследно исчезает. Так мы теряем то, что составляет наш культурный код и объединяет нас. Архивные фотографии и истории людей — это кладовая, в которой можно обнаружить много необычного и важного.

В рамках подобной работы бывали ли у вас какие-то открытия? Возможно, вы узнавали что-то неожиданное про места, которые, казалось бы, знали давно?

Тамара Шипицина: Самое неожиданное место, в которое меня занесло искусство, — это исчезнувшая деревня Журавижное Нижегородской области. Там находится единственный сохранившийся в деревне дом — дом моей прабабушки. Оттуда идет мой род со стороны отца. Это случилось в рамках арт-резиденции в студии «Тихая». В связи с разводом родителей я не навещала свою бабушку, проживающую в Нижнем Новгороде, 20 лет. Все это время у меня было столько материала для проекта, но я ни разу даже не думала об этом. Сохранившиеся деревенские фотографии, фотографии моего отца, запечатлевшие исчезновение деревни, книга жителя деревни Альберта Печекладова, в которой он сохранил воспоминания своей семьи и воспоминания моих родственников, дом, чудом доживший до наших дней. Все это ждало момента, когда Артем Филатов пригласил меня в резиденцию. В какой-то мере я рада, что не трогала эту тему раньше. Чтобы это все осознать, нужно было дорасти. Благодаря Алисе Савицкой, Артему, художникам студии «Тихой» и АНО «Центр 800» мы издали «Путеводитель по деревне Журавижное» и создали выставку «Путь в Журавижное». Дом в деревне, к сожалению, невозможно сохранить, придет день, когда его не станет, но я надеюсь, что теперь эта история будет сохранена в моих работах.

В своей работе вы используете станок, собранный по собственным чертежам. Расскажите, пожалуйста, об особенностях этого станка. Почему вы решили создать свой станок? Какие возможности он вам дает?

Тамара Шипицина: В 2014 году я начала обустраивать свою собственную мастерскую, и мне нужен был офортный станок. Цены на такие станки начинаются от 350 тысяч. Я показала пример своему дедушке, который к тому моменту сделал много деревообрабатывающих станков. Он сказал, что это не проблема, поэтому мы сели чертить, заказывать детали, и через год станок был готов. Цена вышла в районе 50 тысяч. Мой станок отличается наличием мерной шкалы давления верхнего вала на нижний, высотой, сделанной под мой рост, и шириной чуть больше стандартных — 80 см.

Вы создаете печатную графику, фото-работы и видео-инсталляции. А можете ли вы выделить какой-то один наиболее важный для вас медиум, лучше всего помогающий раскрыть тему, с которой вы работаете?

Тамара Шипицина: Для меня это печатная графика. Я очень дорожу тем, что моим учителем стал Станислав Азаров. Он является для меня примером настоящего художника, он обучил меня печатным техникам, и сейчас мы остаемся хорошими друзьями и делаем совместные проекты. Печатная графика — это целый особый мир искусства, где художник создает оттиски (отпечатки) с разных носителей. Особой для меня стала техника бумажной литографии. Она дает возможность делать оттиски с изображений, нанесенных на бумагу цифровым принтером, что позволяет мне использовать свои обработанные натурные съемки и архивные фотографии. Но техника капризная и во многом непредсказуемая, перенос изображения на ткань или бумагу — это магический процесс, который завораживает меня уже 10 лет.

Экспозицию «Палисадники» дополняют произведения Михаила Рогинского, Ани Желудь и Ильи Кабакова из фондов Московского музея современного искусства. Эти авторы вам близки? Как появилась идея включить их работы в экспозицию?

Тамара Шипицина: Мне очень ценно, что выставка была дополнена такими известными именами. Предложение поступило от ММОМА, и мы с куратором проекта Еленой Анитовой с благодарностью его приняли. Во многом мы пошли на эксперимент, обычно такое не принято в практиках молодых художников. Илья Кабаков и Михаил Рогинский первыми обратились к наследию Советского Союза, по-моему, диалог между их работами и моими получился интересный.

У нас есть целый цикл материалов, посвященных самоорганизованным художественным инициативам. Я узнала, что вы являетесь соосновательницей объединения волгоградских художников «Репей». А можете рассказать о нем подробнее? Что за художники там состоят? Проводятся ли выставки в рамках этого объединения?

Тамара Шипицина: Идея создания «Репья» пришла к нам с Галой Измайловой. Наше сообщество начало складываться в 2015 году в рамках деятельности куратора Антона Вальковского. Последним проектом Антона в нашем городе стало Биеннале трудного наследия в Центральном универмаге в 2021 году. В объединении сейчас 20 человек. В основном это современные художники и культурные деятели, постоянно проживающие в Волгограде. В актив группы входят Гала Измайлова, Станислав Азаров, Ольга Ракова, Анастасия Ульяненко и Елена Олейникова. Благодаря «Репью» мы совместно создали перекати-поле выставку «Улицей Мира», ездили два раза на ярмарку современного искусства поволжских городов «Размером с книгу» в Казани, приняли участие в Волгафесте в Самаре. Уже год мы ремонтируем и реставрируем помещение в «сталинке», чтобы открыть центр современного искусства «Репейник».

Вы отмечали, что вас не привлекает жизнь в Москве, хотя сюда переехали почти все ваши друзья. Вы сознательно решили жить и работать в своем родном Волгограде. Но ведь для художника важна среда, общение в профессиональном кругу. Нет ли у вас ощущения некоторой изоляции?

Тамара Шипицина: Безусловно, это большой минус жизни в регионе. Я стараюсь компенсировать отсутствие общения с помощью социальных сетей, сотрудничеством с другими региональными институциями. Глотком свежего воздуха стала резиденция в студии «Тихая». 10 лет существования в статусе независимого художника наконец-то привели меня к галеристке Юлии Акимовой, и теперь меня поддерживает культурный проект «Союз», благодаря которому была создана выставка «Палисадники».

Вы сейчас еще работаете над какими-то проектами? Возможно, где-то еще в ближайшее время можно будет увидеть ваши работы?

Тамара Шипицина: Сейчас я готовлюсь к выставке — презентации культурного проекта «Союз». Это будет большая выставка в Москве под кураторством Алексея Корси. В Волгограде мы завершаем ремонт и готовим выставку для открытия ЦСИ «Репейник».

Интервью: Евгения Зубченко
Фотографии: предоставлены пресс-службой ММОМА

Отзывы

Чтобы оставить отзыв, авторизуйтесь

Авторизоваться

Оставить отзыв