Warning: file_get_contents(https://freeipapi.com/api/json/3.133.115.42): Failed to open stream: HTTP request failed! HTTP/1.1 429 Too Many Requests in /var/www/new.arttube.ru/site/catalog/controller/startup/session.php on line 94Warning: Trying to access array offset on null in /var/www/new.arttube.ru/site/catalog/controller/startup/session.php on line 95Warning: Trying to access array offset on null in /var/www/new.arttube.ru/site/catalog/controller/startup/session.php on line 95 Действуй сначала, думай потом Как Новый музей в Нью-Йорке сделал современное искусство актуальным

Действуй сначала, думай потом Как Новый музей в Нью-Йорке сделал современное искусство актуальным

Большинство туристов, приезжающих в Нью-Йорк, и интересующихся искусством и культурой, в первую очередь посещают Музей Метрополитен и Музей Соломона Гуггенхайма, а поклонники современного искусства обязательно наведываются в Музей Уитни. При этом «Новый музей современного искусства» («New Museum of Contemporary Art»), основанный независимым куратором Маршей Такер в 1977 году, нередко остается без внимания, а зря. На протяжении 42 лет этот музей, у которого многие годы даже не было своего помещения, бросает вызов жесткой институционализации художественного мира, выставляя «неудобных» художников, многие из которых впоследствии становились самыми влиятельными авторами в современном искусстве.  Много лет Марша Такер (Marcia Tucker) проработала куратором отдела живописи и скульптуры в нью-йоркском Музее Уитни, именно там она увидела, что произведения современных на тот момент художников не вписываются в традиционную музейную структуру. В те годы актуальное искусство, реагирующее, в том числе, на социально-политическую повестку и создававшееся здесь и сейчас, жило вне музеев: крупнейшие институции сосредотачивали свое внимание на признанных авторах. Это натолкнуло ее на мысль о создании абсолютно новой модели институции, которая не будет заниматься типичной институциональной работой в привычном на тот момент понимании этого слова. Такер хотела выставлять работы тех авторов, кто еще не был известен широкой публике, но чьи идеи могли повлиять как на развитие ситуации в искусстве, так и на общественное сознание. Стереть границу между художником и зрителем, подвергать критике принятые на тот момент нормы в искусстве – вот основные задачи, которые поставила Такер перед музеем. «Сначала действуй, а потом думай, тогда вам действительно будет, о чем подумать», – таким был ее девиз. Ее подход отличался во всем. Например, она объявила, что все штатные сотрудники, включая ее саму, будут получать одинаковую зарплату, а все решения должны были приниматься (по крайней мере, в теории) демократическим путем. Более того, у Нового музея на протяжении большей части его существования не было своего помещения. Первые годы, организуемые им выставки, проходили на территории различных снятых помещений. В 1983 году Новый музей переехал в здание Astor Building, а в 1994 после продажи здания он арендовал помещения его второго этажа. Лишь в 2007 году, через год после смерти Такер, галерея, наконец, получила свое собственное здание, специально спроектированное японскими архитекторами Кадзуё Сэдзима и Рюё Нисидзава. Как пишет «The New York Times», в течение следующих двух десятилетий Такер изо всех сил старалась соответствовать своему девизу, «переопределяя роль музея, даже когда проводимые выставки высмеивали, а порой просто подвергали нападкам». Например, в декабре 1989 года музей показал инсталляцию Эрики Ротенберг (Erika Rothenberg) под провокационным названием «Вы сегодня нападали на Америку?» («Have You Attacked America Today?»). Работа демонстрировалась в витрине занимаемого галереей на тот момент помещения (такие «витринные» выставки в окнах на Пятой Авеню музей проводил с 1979 года), и включала в себя, помимо прочего, наборы для сжигания американского флага – «Сделай сам», а также сатиру на национальный гимн. Ротенберг высмеивала чувство ложного оптимизма, порожденное вездесущей и кричащей рекламой, и призывала обратить внимание на то, как в действительности американское общество относится к инакомыслию и свободе слова. Она посягнула на самое святое – американскую патриотическую символику, используя ее для критики политической и социальной повестки страны. Сразу же после открытия в стекла витрины полетели мусорные баки, брошенные недовольными гражданами. На протяжении 1980-х годов экспозиционная программа музея включала монографические выставки начинающих художников, а также групповые проекты, посвященные важным социальным и политическим вопросам. Ближе к концу 80-х все большее внимание уделялось медиумам, отличным от живописи и скульптуры: все чаще показывались проекты с видео, фильмами, фотографией и перформансами. Кроме того, за годы музей отошел от своей позиции показывать только живых авторов – в 80-е Америка пережила эпидемию СПИДа, многие из художников стали ее жертвами, будучи совсем молодыми. С момента основания музей познакомил зрителей с творчеством множества художников, которые впоследствии стали самыми заметными и влиятельными фигурами в арт-мире: Ана Мендьета, Уильям Кентридж, Дэвид Войнарович, Брюс Науман, Пол Маккарти, Андреа Циттель и многие другие. Такие групповые проекты как «Искусство и идеология» («Art and Ideology», 1984), «Различие: о представлении и сексуальности» («Difference: On Representation and Sexuality», 1984), а также «Поврежденные товары: страсть и экономика объекта» («Damaged Goods: Desire and the Economy of the Object»,1986) создали галерее репутацию институции, которая серьезно занимается критической теорией в сфере постмодернизма. Эту репутацию подкрепляла и расширенная издательская программа, так, например, уже в 1984 году музей выпустил междисциплинарный сборник текстов по современной художественной критике «Искусство после модернизма: Переосмысляя репрезентацию» («Art After Modernism: Rethinking Representation», 1984). Сегодня музей выставляет не только американских художников, но и международных, а также проводит свою Триеннале – «New Museum Triennial». Последняя на данный момент триеннале «Песни для саботажа» («Songs for Sabotage»), четвертая по счету, прошла в 2018 году. Среди участников была и питерская художница Женя Мачнева, которая известна своими работами в технике шпалерного ткачества. Интересно, что собственная коллекция музея довольно скромна – всего тысяча работ. Изначально Марша Такер задумывала обновлять коллекцию музея каждые 10 лет, продавая старые работы и покупая новые, но это по разным причинам не было реализовано. Зато музей обладает огромным архивом, который полностью оцифрован и выложен на отдельном сайте. Там можно найти описание всех выставок, когда-либо проходивших в галерее, различные публикации и критические сборники. В архиве хранится 7500 текстов и визуальных материалов для художников и критиков. Сейчас в музее показывается три выставки, основная из них – это ретроспектива работ Ханса Хааке (Hans Haacke), художника-концептуалиста немецкого происхождения. Его творчество идеально сочетается с концепцией Марши Такер. Хааке, художник и политический активист (иногда о нем говорят: «художник и гражданин», «неудобный художник»), пионер в области кинетического искусства, многие годы последовательно занимается институциональной критикой. Ретроспектива объединила в себе более тридцати монографических работ художника, заострив внимание на том, как автор соединял в своей практике социальные, политические и экономические аспекты. Выставка включает в себя ряд редко выставлявшихся кинетических работ Хааке, экологические скульптуры, а также в экспозиции представлены его знаменитые «опросы» конца 1960-х и начала 70-х годов. Яркий пример подобных «опросов» – «MoMA Poll», проведенный Хааке в 1970 году в Музее современного искусства на выставке «Информация». Зрителям предлагалось ответить «да» или «нет» на вопрос: «Стал бы для Вас факт, что губернатор Рокфеллер не осуждает политику президента Никсона в Индокитае, достаточным, чтобы не голосовать за него в ноябре? Если да, бросьте свой бюллетень в левую урну. Если нет — в правую». Стоит добавить, что Нельсон Рокфеллер на тот момент входил в попечительский состав музея. Также в рамках ретроспективы можно увидеть работы Хааке 1970-х и 80-х годов, а также более поздние работы на тему глобального капитализма, национализма и гуманитарных кризисов по всему миру. Кроме того, впервые в Нью-Йорке демонстрируется его скульптура «Подарочная лошадь» («Gift Horse», 2014) – бронзовый скелет лошади украшен светодиодной лентой, транслирующей цены на акции компаний в режиме реального времени. Помимо ретроспективы Хааке в музее проходит персональная выставка Кармен Аргот (Carmen Argote), мексиканской художницы, проживающей в Лос-Анджелесе – «Как выше, так и ниже» («As above, so below»). В своей творческой практике она использует различные подручные предметы, которые для нее имеют символическое значение, будь то кофе или фрукты, красители, сосновые ветки и прочее. Ее темы это постоянно меняющийся городской ландшафт и ее собственный опыт мексиканской иммигрантки в Соединенных Штатах. Третья выставка посвящена творчеству молодой художницы 1991 года рождения Ариэль Рене Джексон, которая работает в жанре скульптуры, видео и перформанса. Земля для нее это место преодоления, несущее, с одной стороны, следы рабства и колониализма, а с другой – предлагающее потенциал и возможности для восстановления и роста. Новый музей современного искусства расположен по адресу 235 Bowery, NY 10002, и открыт ежедневно с 11:00 до 18:00 (в четверг до 21:00). Автор текста: Валерия Коваленко    

Отзывы

Чтобы оставить отзыв, авторизуйтесь

Авторизоваться

Оставить отзыв