Арбатская графика Бориса Кочейшвили

Борис Кочейшвили. Лист №1. Улица. Серия "Арбат в голубом", 2017. © Vehova Art Space 2018
Лист № 1 «Улица». Здесь трехмерное пространство строится с помощью перспективы, художник изображает героев на не абстрактном и не одноцветном фоне. Трехмерность создается и за счет цвета – художник использует несколько тонов и полутонов, которые получаются с помощью сильного или легкого нажатия карандаша. Героини – художник чаще всего изображает именно женщин – располагаются в центре композиции, который выделен бледно-голубым цветом. Художник изображает разные возрасты – маленькая девочка, подросток, девушка, молодая мать и зрелая женщина. Девочка-подросток, повернувшаяся спиной, вводит зрителя в пространство рисунка – мы становимся участниками происходящего.
Борис Кочейшвили. Лист №2. Девушки. Серия "Арбат в голубом", 2017. © Vehova Art Space 2018
Лист № 2 «Девушки»: Рисунок "Девушки" один из самых «геометризированных» и «антикизированных» в серии. Пространство, хоть и с намеком трехмерности – соблюдение плановости и масштаба фигур – все равно выглядит плоскостным и очень условным. На переднем плане изображены две девушки, одна рисует, вторая позирует; они взаимодействуют – переговариваются, жестикулируют. На втором плане изображены мимо проходящие женщины. На самом дальнем плане – небольшая постройка, предположительно церквушка.
Борис Кочейшвили. Лист №3. Беседа. Серия "Арбат в голубом", 2017. © Vehova Art Space 2018
Лист № 3 «Беседа»: В этом листе пространство строится так же, как в рисунке "Девушки", но отличие в том, что художник строит его полосами. На первом плане юноша и девушка смотрят друг на друга, другой юноша сидит, отвернувшись. На втором плане изображена идущая девушка, а на третьем – мама с ребенком. Вдали опять виднеется та самая церквушка, что и на предыдущем листе. Люди, изображенные на переднем плане, не закрашены, а значит выделены. Рисунок отличает закрытая композиция – нас туда не пускают. Девушка, повернутая спиной, впускает зрителя, но юноша замыкает эту «спираль», он обращен к нам анфас и «закрывает» нам вход в рисунок.
Борис Кочейшвили. Лист №4. Без названия. Серия "Арбат в голубом", 2017. © Vehova Art Space 2018
Лист № 4 «Без названия»: Тут отчетливо заметно сильное влияние кубизма, Пабло Пикассо в частности. Пространство разделено на геометрические фигуры – треугольники, квадраты, овалы. Перспектива строится на геометрии, как и фигуры героев. На близком к нам плане изображена голова девушки, говорящей по телефону, чуть поодаль изображена пара – художник и позирующая ему девушка, они общаются. На дальнем плане изображена дама, идущая из кубической арки.
Борис Кочейшвили. Лист №5. Толпа и портреты. Серия "Арбат в голубом", 2017. © Vehova Art Space 2018
Лист № 5 «Толпа и портреты»: Тут художник изображает спешащую толпу, идущую сквозь аллею картин. Художник разлиновывает плоскость, намечает планы, соблюдает масштаб; движение намечается с левой стороны направо. Можно сделать предположение, что художник проводит аналогию с рыбами, плывущими в стремительном речном потоке. Цветовые пятна положены местами – получается, что люди будто двигаются по волнами или пустынным барханам.
Борис Кочейшвили. Лист №6. Две девушки. Серия "Арбат в голубом", 2017. © Vehova Art Space 2018
Лист № 6 «Две девушки»: Шестой лист – это кадр. Кадр из жизни – одна девушка держит кувшин, вторая призадумалась. Образы девушек создаются буквально одной линией, именно поэтому они очень простые и карикатурные. Сидящая «призадумавшаяся» девушка очень похожа на образы женщин великих модернистов Пикассо и Матисса, которые во многом повлияли на Кочейшвили.
Борис Кочейшвили. Лист №7. Полдень. Серия "Арбат в голубом", 2017. © Vehova Art Space 2018
Лист № 7 «Полдень»: Работа с условным названием «Полдень» отражает всю меланхолию, заторможенность и зной летнего полудня. Люди на рисунке изображены с закрытыми глазами, даже официантка, несущая бутылку вина. Девушка спит на скамейке, подперев голову рукой, немного поодаль сидит другая девушка. Чаши и кувшины добавляют привкус античности.
Борис Кочейшвили. Лист №8. Кафе. Серия "Арбат в голубом", 2017. © Vehova Art Space 2018
Лист № 8 «Кафе»: Перспектива этого листа с условной рисовкой создается одной линией, идущей из левого нижнего угла в правый верхний. В центре композиции официантка, несущая бутылку вина и небольшую вазу (возможно с фруктами) к столику, за которым сидит опустившая голову женщина. В левом углу на корточках сидит девушка и гладит таксу. Рисунок отличается минимальным применением голубого цвета – выделены лишь окошки в домах и небольшие детали как кулон на шее сидящей за столиком.
Борис Кочейшвили. Лист №9. Девушка и молодые люди. Серия "Арбат в голубом", 2017. © Vehova Art Space 2018
Лист № 9 «Девушка и молодые люди»: На этом рисунке изображается вполне обычная сцена – молодые люди пытаются обратить на себя внимание красивой девушки. Все пространство рисунка закрашено голубым цветом, не закрашена только фигуристая девушка, держащая в руках смартфон или зеркальце. Сзади нее сидят два парня, оба держат бокал и беседуют, явно обсуждая молодую красавицу перед ними. Пространство кажется слишком тесным и практически безвоздушным из-за крупных фигур героев. Тут царит атмосфера современности.
Борис Кочейшвили. Лист №10. Три возраста. Серия "Арбат в голубом", 2017. © Vehova Art Space 2018
Лист № 10 «Три возраста»: Тут изображен уже знакомый нам сюжет – люди и аллея картин. Рисунок построен на резких и острых формах – шпили домов, угловая улица. Можно сделать предположение, что художник стремился изобразить так называемые «три возраста» – девочка на первом плане, молодая девушка на втором и на заднем плане увядающая женщина. Первые две не закрашены и остаются белыми, а женщина на заднем плане закрашена голубым карандашом. Эта серия в целом про жизнь, про непрерывное движение на одной из главных улиц Москвы, про людей, которые тут живут. Рисунки запечатаны неровными линиями в раму, которая будто является окном, выходящем на Арбат. Кочейшвили поистине является уникальным художником, и в первую очередь, поразительным графиком, обладающий талантом создавать образ, настроение и атмосферу минимумом средств.Текст: Анастасия Бойе