Выставка «Искусство графики» Льва Шепелёва (1937-2013)

Выставка «Искусство графики» Льва Шепелёва (1937-2013)
21 февраля 2024 - 10 марта 2024

Российская академия художеств представляет выставку «Искусство графики» народного художника РФ и академика РАХ, профессора Льва Викторовича Шепелёва (1937-2013), где будут показаны несколько десятков произведений из собрания семьи автора, частных коллекций, фондов Музейно-выставочного объединения РАХ.

Творчество Льва Шепелёва отличает блистательное мастерство, виртуозное владение сложными графическими техниками, изысканность, лаконизм и живописная выразительность пластического строя. Художник-урбанист, художник городского пейзажа, он дарит зрителю красоту и неповторимость большого города и тихой провинции, торжественность архитектурных ансамблей, гениальность неизвестных русских зодчих, возводивших белокаменные церкви. В его произведениях – и знаменитые памятники, храмы, музеи, и обычные городские кварталы, виды которых и становятся подлинными художественными образами, подчас хранящими в себе некую вековую тайну, открывающуюся только настоящему художнику.

Л.В. Шепелев родился 31 января 1937 года в Москве. В 1961 году окончил факультет графики Московского государственного художественного института им. В.И.Сурикова, где его учителями были Е.Кибрик, М.Маторин, Ю.Рейнер. Вся биография Льва Викторовича была связана с активной педагогической и общественной деятельностью. С 1961 года 40 лет он преподавал в МГАХИ им. В.И.Сурикова, а с 1990 по 2001 годы возглавлял этот институт в качестве ректора. В 2002 году им была создана кафедра «Искусство графики» в МГХПУ им. С.Г.Строганова, которой он руководил и воспитал несколько поколений талантливых художников. Был избран академиком-секретарем Отделения графики Российской академии художеств и вице-президентом РАХ по вопросам образования.

Индивидуальный почерк, свое собственное художественное видение сформировались довольно рано. В основном работал в достаточно редкой и сложной технике гуаши, находящейся по своей цветовой палитре, плотности на стыке живописи и графики. В конце 1950-х - начале 1960-х годов в круг творческих интересов Л.В. Шепелёва входит тема города. Он создает серию работ, посвященных Москве, которые сегодня воспринимаются как документы эпохи. Старые улочки, сохранившие свою индивидуальность, соседство исторической и современной архитектуры постоянно присутствуют с сюжетах, повествующих о жизни столицы.

Петербургские мотивы занимают особое место в творчестве автора, он почувствовал и смог передать редкую поэтическую индивидуальность города. Опираясь на законы декоративного пленэра, художник создает одну из самых тонких лирических работ «В аллее Инженерного замка». Зима утончает колористическую палитру мастера, предлагая ему многообразие пепельных, графитных, жемчужных оттенков, столь характерных для Северной столицы. У Льва Шепёлева «свой» Петербург: это город не только блистательных набережных и дворцов, но и не менее знаменитых дворов-колодцев, глухих брандмауэров, заводских районов и кварталов, где жили герои произведений Фёдора Достоевского.

Его путешествия по России и за границей были постоянным стимулом для создания новых произведений. Какую бы страну не посещал художник, он умел в обобщенной и лаконичной форме запечатлеть то, что его больше всего поразило. Красота и величие городов Прибалтики стали темой многих графических работ. Ярким художественным языком запоминается серия, посвященная Финляндии: сама её природа с неброской, холодноватой красотой подсказала решение листов с четко выстроенной композицией, лаконизмом цветового строя. Художник пишет, основываясь на непосредственном натурном впечатлении, но с годами он уходит от точной передачи увиденного, по-своему формализуя натуру, отклоняя лишнее, второстепенное, отыскивая самое главное.

В последние годы мастер всё чаще создавал листы-размышления, передавая различные состояния природы, наполненные особой атмосферой одухотворенности, задумчивости, предлагая зрителю остановиться и подумать о бренности бытия. Таковы работы Л.Шепелева последних лет: «На Рейн опускается ночь», «Замки Рейна», «Ветлы в Уборах» отличаются «магией цвета». Они наполнены особой зрелищностью, располагающей к неспешному их созерцанию. Он часто возвращается к старым мотивам, по-новому расставляя смысловые акценты, достигая большой выразительности пластического и колористического решения.

Президиум и выставочные залы Российской академии художеств

Россия, Москва, Хамовники, 119034, Улица Пречистенка 21

Отзывы

Чтобы оставить отзыв, авторизуйтесь

Авторизоваться

Оставить отзыв