Кока Рамишвили. Световые машины

Кока Рамишвили. Световые машины
02 июня 2021 - 10 июля 2021
Мода и стиль в фотографии

Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку Коки Рамишвили — современного швейцарско-грузинского художника, участника 53-й Венецианской биеннале и многочисленных выставок в ведущих музеях мира, среди которых Тейт Модерн (Лондон), музеи современного искусства MAMCO (Женева) и CoBrA (Амстердам).

Название выставке дала серия фотографий «Световые машины», в которой Рамишвили исследует ключевые для его творчества темы движения, сопряженности времени и пространства, восприятия света. Выстраивая предметные композиции для снимков, художник следовал принципам классического жанра натюрморт, тщательно прорабатывая освещением пластические объемы. Однако его интересовала не застывшая, «мертвая природа», а происходящие с объектами процессы — «вторжение времени», метаморфозы фигур, света и тени.

Создавая свои «машины», Рамишвили обращался к наследию великих модернистов XX века, цитируя архитектурные элементы метафизических картин Джорджо де Кирико или скульптурные формы Константина Бранкузи, первая выставка которого в России также прошла в Мультимедиа Арт Музее. Как и Бранкузи (достаточно вспомнить знаменитую скульптуру «Леда», которую художник разместил на диске, приводимом в движение часовым механизмом), Рамишвили помещает свои геометрические объекты на специальные вращающиеся подставки. Используя прием длительной экспозиции, он фиксирует движение объектов в пространстве, подчеркивая трансформацию пластики их форм. Теряя свою материальность, они погружаются в переходное состояние, граничащее с абстрактным или эфемерным. Для того чтобы передать эти тончайшие изменения, художник использовал один из самых совершенных фотоаппаратов — Monochrom Leica M 246 с уникальной линзой с диафрагмой 0.95, перцептивные возможности которой в два раза превышают ресурс человеческого глаза.

В работах Коки Рамишвили прослеживаются мифологические и библейские отсылки (триптих «Эол», серия «Сотворение»), однако не менее важным источником для художника являются естественно-научные труды. Так, «Световые машины» возникли в том числе благодаря изучению автором работ по квантовой механике и астрофизике.

Фотографии, выполненные Рамишвили за пределами студии, объединяет общая со «Световыми машинами» поэтика. Свет и высвобожденная энергия пространства здесь также являются главными героями. Примечательно, что в процессе обработки фотографий Рамишвили, который начинал свой творческий путь как фотограф-документалист, нередко искусственно меняет изображение, совершая манипуляции со светом постфактум. Например, в работе «Три Звезды (Эволюция)» на чистом небе вдруг появляется несколько ослепительно светящих небесных тел, а на снимке «Сияние» женское лицо по воле художника залито ярким светом.

Как известно, изначальное название фотографии как технологии, фиксирующей изображение, — «светопись», то есть «рисование светом». Работы Рамишвили, в которых с помощью света он будто бы стирает видимые границы между горним и дольним мирами, оказываются удивительно созвучны этому поэтическому определению.

В РАМКАХ XII МОСКОВСКОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ БИЕННАЛЕ «МОДА И СТИЛЬ В ФОТОГРАФИИ – 2021»

Мультимедиа Арт Музей

Россия, Москва, Хамовники, 119034, Улица Остоженка 16

Отзывы

Чтобы оставить отзыв, авторизуйтесь

Авторизоваться

Оставить отзыв