Classica plus brutal

Classica plus brutal
12 сентября 2020 - 20 сентября 2020
Праздник дома

В начале 2000-х годов, после прекращения деятельности «Цэнтра Тижолава Изкуства», Игорь Межерицкий примеряет на себя литературно-кураторскую роль в проекте «Мой Пушкин» (с подзаголовком «писал бы Пушкин так стихи, живя он в наше время»). Сознательно отказавшись от непосредственной деятельности по пластическому воплощению сюжетов, он, по его собственному выражению, «использовал людей, как кисточки», привлекая для выполнения работ непрофессионалов, не имевших бэкграунда современного искусства – своего брата Юрия и художника-любителя Антона Сапегова. Ориентировавшийся на опыт арт-брюта, Межерицкий даёт им для воплощения лишь сюжеты работ с целью добиться максимальной «дикости» рисунка. Основой для проекта послужили более 50 текстов, описывающие злоключения персонажа по имени Александр Пушкин, волей создателя помещенного в недружелюбные условия рубежа ХХ и ХХI вв. Изображенный в своём каноническом виде (цилиндр и бакенбарды) классик, «солнце русской поэзии» и «наше всё» становится персонажем трэш-комикса, примеряющим на себя все возможные современные социальные роли – от бомжа или уголовника до служителя правопорядка или успешного ведущего ток-шоу. Превращенный официальной культурой из реальной исторической личности и литературного феномена в символ, на который возложена функция выражения чувств и чаяний целой нации, объявленный создателем «энциклопедии русской жизни», Пушкин-персонаж в проекте Межерицкого оказывается вынужденным разделить и все несчастья народа, попадая внутрь хрестоматии маргинальных типажей конца 1990-х.

«Мой Пушкин» получил достаточную локальную популярность в Петербурге начала 2000-х, но в полном объёме будет показан впервые. Кроме него в рамках выставки планируется представить до этого не экспонировавшийся проект «Преступление и наказание» (2004 г.), считавшийся частично утраченным. Обратившись кроме вышеуказанных исполнителей также к своему племяннику Сергею Барсукову, на тот момент подростку, Игорь Межерицкий их пластическими средствами создал, по его выражению, «парафреническую деконструкцию» знаменитого романа Достоевского. В интерпретации художника сюжет низведен до примитивной мелкокриминальной линии и перенесен в реалии современных трущоб, при этом сохраняя общую узнаваемую тяжелую психопатологическую атмосферу. Содержание диктует и форму – рисунки уходят в полный «отрыв», являя собой один из наиболее ярких примеров российского «грубого искусства».

В рамках Фестиваля современного искусства «Праздник Дома». При поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга

Галерея Navicula Artis

191040, Санкт-Петербург, Пушкинская ул. дом 10

Отзывы

Чтобы оставить отзыв, авторизуйтесь

Авторизоваться

Оставить отзыв