Чжан Хуань. Любовь как мудрость
9 февраля 2021 года ГУМ-Red-Line на Красной площади совместно с Pearl Lam Galleries открыли выставку «Чжан Хуань. Любовь как мудрость», которая представляет работы известного современного китайского художника Чжан Хуаня. Эти картины из серии «Любовь», созданной в 2020 году, были представлены на выставке «Чжан Хуань. В пепле истории» в Государственном Эрмитаже, а позже примут участие в масштабной ретроспективе художника на Венецианской биеннале.
Чжан Хуань размышляет о любви, которая «движет солнце и светила». Полотна из серии «Любовь» не заигрывают со зрителем на фривольном языке страсти. Они звучат как торжественное многоголосное песнопение, разрастающееся внутри древней монастырской пещеры. Красные, почти абстрактные окружности на белом фоне необычны для Чжан Хуаня, выучившегося классическому китайскому реализму. Формы, напоминающие то шар, то солнце, то обнаженное сердце, не проявляют себя полностью, оставаясь неуловимыми.
Выставочное пространство, в котором предстали два холста — «Любовь №2» и «Любовь №7», — чем-то напоминает монашескую келью — место, где художник-монах молится и медитирует. И поскольку искусство для Чжан Хуаня — это прямое продолжение жизни, нечто непосредственно связанное с повседневностью, то и келья находится в самом сердце столицы, в галерее с видом на главную площадь России. В этом пространстве, наполненном звуками спокойной тибетской музыки, можно уединиться, погрузившись в созерцание двух полотен — чтобы открыть в себе и вокруг себя бесчисленные грани любви. В буддизме любовь — в первую очередь сострадание, сопереживание, а также воплощение совершенства человеческой природы, а значит, основное условие для достижения бессмертия. И если эгоистичная любовь препятствует просветлению, то любовь почтительная, сострадательная, уважающая личность в другом человеке ведет к достойному избавлению.
Чжан Хуань пришел к живописи не сразу. В 1990-х он начал карьеру с перформансов, в ходе которых помещал свое тело в невыносимые для обычного человека условия, боролся с фобиями и разбирался в отношениях между духом, телом и окружающим миром. Его искусство было средством освобождения от страхов, практическим переживанием любви. Переход от перформанса к изобразительному искусству в середине 2000-х совпал с открытием китайских религиозных традиций. Он стал посещать сакральные места, такие как уникальный буддийский пещерный комплекс в Дуньхуане, и начал работать с храмовым пеплом. Сегодня он ежегодно бывает в Тибете, где ищет уникальные пространства, соединяющие пустоту, тишину и богатство древней буддийской акустики.
В своих работах Чжан Хуань регулярно затрагивает вопросы религии, семьи, политики, культуры, бедности и голода. Он стремится дать новое звучание модернистским техникам абстракции и минимализма, заключая их в рамки буддизма и китайской культуры.
Художник активно работает с западным миром: ставит оперы в Королевском театре в Бельгии, строит большие скульптуры в США и регулярно участвует в ярмарке «Арт Базель». Осенью 2020 года в Государственном Эрмитаже состоялся его первый персональный проект в России, где были представлены в том числе картины из серии «Любовь», которые наряду с другими работами Чжан Хуаня будут показаны на его выставке на 59-й Венецианской биеннале в 2022 году.
Выставка подготовлена Pearl Lam Galleries совместно с галереей ГУМ-Red-Line. Кураторы проекта — Дмитрий Озерков, заведующий отделом современного искусства Государственного Эрмитажа, и Алена Иванова, куратор, директор Pearl Lam Galleries в России. Ассистент кураторов — Елизавета Садовая. Руководитель галереи ГУМ-Red-Line — Игорь Казаков.
Москва, Красная площадь, 3